Двигатель жужжит на немыслимых оборотах, голова пилота неистово бьется о подголовник. 20 расписных болидов под шум трибун и голос Алексея Попова пронзают пространство. Впереди, конечно же, “Феррари” Шумахера. Это “Формула-1” — “королева гонок”, которая с недавних пор снова в федеральном эфире. Откуда же с такой неизбежностью на нас сваливается это сомнительной увлекательности зрелище?
История телетрансляций “Формулы” в России началась в 1992 году — сначала на РТР, потом на ТВЦ. Поговаривают, что тогда ее по каким-то ведомым только ему причинам продвинул в эфир всесильный ельцинский тренер Шамиль Тарпищев. Времена меняются — в конце телесезона 2001—2002 на канале “Россия” решили трансляции дорогой и низкорейтинговой гонки не возобновлять. А потом вдруг взяли и передумали. Почему?
По официальной версии канал сдался под натиском “формульных” фанатов. Мол, поклонники “Ф1”, которые и вправду отличаются оголтелостью почище футбольных тиффози, завалили письмами, “подвесили” все электронные ящики и оборвали телефоны воплями: “Верните “Формулу”!” И ее вернули. Тому, кто знаком с ценой пакета услуг “Берни-ТВ” — монополиста телетрансляций “королевы гонок” (что-то около 1,5 млн. долларов за контракт на три года), такое объяснение покажется, мягко говоря, неубедительным.
Возвращение “Ф1” на “Россию” кажется еще более интригующим, если зрить в корень. Последние года три во всем мире наблюдался спад интереса к “Формуле”. Злые языки от автомира поговаривали о закате “Ф1” — об этом любит порассуждать, например, наш человек в кольцевых гонках GT Николай Фоменко. С 1994 года тянется расследование деятельности отца-владельца “Формулы” Берни Экклстоуна, проводимое антимонопольной комиссией Европейского союза. Главный упрек — телетрансляции гонки, которую во всем мире смотрит около 60 миллионов зрителей, находятся во владении у одного человека. В итоге разбирательства даже зашла речь о запрете телетрансляций “Формулы-1” на территории ЕС после 2007 года. К тому же за последние годы “Формула” превратилась в заказное телешоу про белого бычка. Из заезда в заезд там правила бал команда “Феррари”.
Вернемся в Россию, куда, кстати, в августе прошлого года наведывался господин Экклстоун. Официально — затем, чтобы обсудить с главой Госкомспорта Вячеславом Фетисовым перспективы развития “Формулы-1” в России. Как известно, планам возведения гоночной трассы экстра-класса то ли в Москве, то ли в Чеховском районе Подмосковья, то ли вообще под Тулой скоро 10 лет. До конкретики, наверное, и еще дольше. Это понял бы и сам Берни, если б самостоятельно рискнул доехать до Тулы со средней скоростью хотя бы 120 км/ч. Дороги и дураки — это еще Карамзин заметил. Вскоре после визита Экклстоуна, канал “Россия” закупил пакет трансляций “Формулы” сроком на 3 года. Говорят, по дешевке.
— Теперь мы показываем только квалификации и гонки, — рассказывает заместитель руководителя дирекции спортивных программ телеканала “Россия” Дмитрий Анисимов. — Уже показали Гран-при Австралии, Малайзии и Бразилии. Из-за разницы во времени сами гонки трудно показывать в прямом эфире. Болельщики этим очень возмущаются, требуют реального времени. Не понимая, что такую программу мы не можем ставить в прайм-тайм.
Действительно. Социологическая служба канала просто слезы льет, подсчитывая нынешние рейтинги “Формулы”. По Москве от 0,7 до 3,9%. По стране, понятное дело, результат еще более “впечатляющий”: средний рейтинг не выше 1,5%. А ведь золотое правило телепродюсера гласит: при рейтинге выше 3% программа только начинает окупаться.
— Посмотрим, что будет летом, когда европейские этапы пойдут в прямом эфире, — не теряет оптимизма Анисимов. — Гонка изменилась. Приняты новые правила, квалификационные заезды проводятся по-другому, изменен техрегламент. Стало больше неожиданностей. Среди спортивных зрелищ “Формула-1” сейчас в России по уровню популярности находится на 5—6-м месте.
— Если бы не круглосуточное вещание, на которое “Россия” перешла в марте, место в сетке для “Формулы-1” было бы найти труднее, — пооткровенничали с нами на канале. Судя по рейтингам, фанатам “Формулы” сделали слишком большую уступку. По данным независимого опроса, “Ф1” по ТВ постоянно смотрит 0,7% населения Москвы и Санкт-Петербурга. По стране никто не считал — цифра потонула бы в море нулей. Еще известно, что среди бредящих Баррикелло и Шумахерами абсолютное большинство составляют успешные молодые люди самого трудоспособного возраста — от 25 до 40 лет (кстати, почти 30% фанов “Ф1” — девушки). Почему бы этим фанатам, пребывающим во цвете лет, не скинуться на спутниковую тарелку? По Москве достаточно диаметра в 70—90 см. И Берни будет сыт, и рейтинги целы...
P.S. Утихшие было споры вокруг прожекта создания трассы “Формулы-1” вблизи Москвы зашумели с новой силой. Сложность объекта, его экономическая эффективность, то да се. И никто опять не вспомнил о ТВ — о необходимости организации суперсложных съемок самой быстрой гонки в мире, о режиссерах, камерах, операторах. А ведь именно телесъемки “Формулы-1” в каждой стране, где есть трасса, наряду с рекламой — главная составляющая прибыли от “Формулы”. В общем, не только дороги и дураки, а еще и дороги дураки...