Когда в предпасхальную ночь 2001 года Борис Йордан со товарищи пришел “захватывать” НТВ, почти все без исключения отечественные нострадамусы предрекали ему тяжелую судьбу и большие проблемы. Действительно, работать тогда было не с кем, все ушли на фронт. Плюс огромные долги как телекомпании, так и всего холдинга “Газпром-Медиа” (даже сейчас одному только родному Газпрому нужно отдать 600 миллионов долларов). Казалось, оракулы просчитались: прошлый год впервые дал прибыль в 15 миллионов долларов, а НТВ по доле аудитории вышел на почетное третье место. Однако пока победные рапорты из всех щелей неслись с “четвертой” кнопки, над гендиректором в квадрате (НТВ+“Газпром-Медиа”) сгустились тучи.
На прошедшем вчера Совете директоров “Газпром-Медиа” Йордан был уволен с поста гендиректора. Вместо него на эту должность назначен уже бывший председатель Совета директоров компании Александр Дыбаль. Советом директоров будет командовать Константин Чуйченко, ранее служивший начальником юридического департамента “Газпром-Медиа”. Этот тройной удар состоялся на следующий день после судьбоносной встречи Бориса Йордана с председателем правления Газпрома Алексеем Миллером. Вчера прошла вторая встреча. “За что?!” — мог на голубом глазу возмутиться Борис Алексеевич. “Сам знаешь “за что”, — должен был ответствовать шеф. И действительно, тем, кто хотя бы мало-мальски знаком с нашей политической византией, удивляться не приходится.
Йордана считали в Кремле абсолютно своим. Он наработал многочисленные олигархические связи еще со времен “Ренессанс-капитала”, где познакомился с Потаниным, Кохом и другими нужными товарищами. Еще было очень важно, что Йордан является гражданином США: прекрасный повод заткнуть рот Западу, чтобы меньше кричал о несчастной судьбе свободы слова в России. Однако новый менеджер по ходу своего правления стал выказывать поистине бульдожью хватку. Взяв под контроль и упорядочив весь бюджет НТВ, “тихий американец” проявил недюжинные способности по захвату оставшейся собственности “Медиа-Моста”. Выкупил у Гусинского лакомые остатки его империи по цене в три раза меньшей, чем просил гонимый олигарх. Договорился с внутренним диссидентом — главным редактором “Эха Москвы” Алексеем Венедиктовым, после чего они практически по всем вопросам стали выступать единым фронтом. Наконец, в новообразованном союзе “Газпром-Медиа” с банком “Еврофинансы” Йордан умудрился заполучить себе 5% привилегированных акций плюс такую же долю в НТВ. Это уже было слишком. Своим неуемным желанием получать прибыль со всего, что движется, Йордан разбудил и заставил объединиться всех своих врагов — от министра печати до главных конкурентов. Но, самое интересное, основным недругом стал (или был назначен) человек, работавший с шефом НТВ в одной структуре — председатель Совета директоров “Газпром-Медиа” Александр Дыбаль.
Но если бы локальная война ограничивалась борьбой за кусок пирога, Йордан бы отбился. Потому что до поры политических претензий к нему не было. И Семья еще жила без напряга: выборы только маячили на горизонте. Но вот настал захват “Норд-Оста”. И ошибки при его освещении стали сигналом к атаке. НТВ вспомнили все: и фронду, и ляпы. На самом деле единой информполитики на канале не было, внутренней цензуры тоже. Отсюда частый эксклюзив Березовского, разгул демократии при участии Явлинского и редкие антипиаровские подставы главного акционера — Газпрома. Последний случился 26 декабря, когда в передаче “Преступление и наказание” прошел якобы антиназарбаевский сюжет. Итак, Йордан уволен с поста гендиректора “Газпром-Медиа”. Следующим номером программы станет отставка с НТВ. Сопротивление бесполезно?