ПУЛЯ ДЛЯ МИРОТВОРЦА

Никакие теракты в столице, похоже, не способны повлиять на график работы киллеров. Пусть даже вся московская милиция выйдет на улицы — не поможет: заказ сделан, и его нужно выполнить. В четверг город потрясло очередное громкое заказное убийство. Возле собственного дома застрелен полковник ГРУ, член Национального антикоррупционного комитета Сергей Харламов.

Погибший — фигура, безусловно, историческая. Именно Харламов, а также Александр Лебедь, Аслан Масхадов и Саид-Хасан Абумуслимов подписали 31 августа 1996 года в Хасавюрте мирный договор, положивший конец первой чеченской войне. Насколько случайна гибель в один год, с интервалом в несколько месяцев сразу двух главных героев той драмы? И кому могла быть выгодна смерть Харламова? Ответы на эти вопросы попытались найти корреспонденты “МК”.

Справка “МК”: Харламов Сергей Филиппович, 49 лет. Воинское звание — полковник. Закончил Академию им. Фрунзе, Академию Генштаба. Служил в Афганистане, возглавлял разведку 108-й мотострелковой дивизии. Имеет 5 боевых наград. Последний орден, “За личное мужество”, получил в Приднестровье. Является помощником на общественных началах депутата Госдумы, бывшего директора ФСБ Николая Ковалева.

Убийство Харламова по своей схеме похоже на сотни других аналогичных преступлений, в том числе в российской столице. Между 19 и 20 часами Сергей Филиппович поставил свой автомобиль в спецгараж (вообще, на него зарегистрированы три транспортных средства — вишневая “девятка”, “Фольксваген-Пассат” и “Фольксваген-Венто”) и направился в Гороховский переулок. Харламов прописан здесь, но фактически проживает с женой и сыном в другом месте, ибо в квартире идет ремонт. И в свой последний вечер полковник шел не домой, а к знакомому. На углу дома в Токмаковом переулке сзади к офицеру подошел киллер. Один выстрел в затылок — и тело оседает на асфальт. Преступник отошел в сторону шагов на десять, бросил ПМ с глушителем и растворился в темноте. Места здесь не слишком людные, и труп был обнаружен только минут через 40. Киллера, естественно, и след простыл. Маркировка на пистолете стерта, один патрон загнан в ствол: видимо, наемник планировал потратить на “клиента” две пули.

“Чисто московская заказуха”, — комментируют сыщики. По способу исполнения, кстати, убийство очень напоминает расстрел губернатора Магаданской области Цветкова две недели назад.

За три часа до случившегося с Харламовым разговаривал по телефону заместитель руководителя Национального антикоррупционного центра Кирилл Кабанов. Он хотел встретиться с коллегой и что-то обсудить, но Харламов сослался на занятость, сказав, что у него уже запланированы на сегодня дела. В итоге встречу перенесли не следующий день. Услугами личной охраны Сергей Харламов никогда не пользовался, впрочем, как и его коллеги. Все они бывшие сотрудники ГРУ и ФСБ и в общем-то сами способны постоять за себя.

“Это была харизматическая личность”, — вспоминают покойного боевые товарищи. Именно про таких, как Харламов, без всякой издевки говорят “настоящий полковник”. Блестящий офицер, служака, очень жесткий, с крутым нравом, отчаянный и смелый, и в то же время дипломат, умеющий находить точки сближения в самых безнадежных ситуациях. “Он мог умереть в бою, но чтобы так, выстрелом в спину из-за угла... Немыслимо...” — делятся впечатлениями те, кто хорошо знал полковника.

Неразлучная связка Лебедь—Харламов образовалась еще в Приднестровье, когда будущий губернатор Красноярского края командовал 14-й армией, а будущий миротворец служил там начальником разведки. После перевода в Москву Харламов возглавлял разведку Московского военного округа. А когда Лебедь ушел в большую политику, то не забыл боевого товарища. 25 июня 1996 года Сергей Филиппович был назначен заместителем секретаря Совета безопасности. И вплотную занялся подготовкой мирного договора с Чечней. Его называли “правой рукой Лебедя” именно по ичкерийской проблематике.

— Вести переговоры с вооруженной оппозицией в Чечне довольно сложно, поскольку нет явного лидера, — говорил Харламов летом 1996 года в интервью “Коммерсанту”. — Но мы надеемся, что он появится в обозримое время. В историю Чечни войдет не Басаев с его уголовным прошлым, а человек, который окажется мудрее и дальновиднее.

Не правда ли, оценка Харламова ситуации в Чечне не потеряла актуальности и сейчас? А тогда, в 1996-м, он выполнил свою миссию, вывез на своих плечах всю “черновую” работу по подготовке Хасавюртовского соглашения. Затем подписал исторический договор. Был представлен к званию генерала, но очередную звездочку получить не успел — в октябре 1996-го вслед за Лебедем был отправлен в отставку.

— После этого Сергей Филиппович некоторое время оставался невостребованным, — рассказал в интервью “МК” депутат Госдумы Николай Ковалев. — Но в последнее время он работал в Национальном антикоррупционном комитете, где занимал активную, я бы даже сказал, непримиримую позицию.

Суть этой позиции разъясняет руководитель комитета Сергей Игнатов. По его словам, Сергей Харламов пришел в НАК в 1999 году по рекомендации бывших начальника Главного разведывательного управления Федора Ладыгина и главы ФСБ Николая Ковалева. И многие материалы, подготовленные Харламовым по линии Национального антикоррупционного комитета, передавались в Комиссию Госдумы по борьбе с коррупцией, которую как раз возглавляет Ковалев.

Известно, что в антикоррупционном центре Харламов курировал весьма сложное и опасное направление: выявлял факты наркокоррупции как один из каналов обогащения чеченских боевиков. Для них наркоторговля действительно занимает важное место: известно, что к этому бизнесу имели отношение такие персоны, как младшие Басаев и Бараев, застреленный во время штурма Театрального центра на Дубровке. Кроме того, Сергей Харламов занимался таким стратегическим вопросом, как разработка рыбных ресурсов на Камчатке и в Приморье. Кстати, 27 октября Сергей Филиппович как раз вернулся с Камчатки, где был в командировке именно по этому поводу. И здесь напрашиваются аналогии с убийством губернатора Магаданской области.

Кроме того, Харламов работал в нескольких крупных коммерческих структурах, занимающихся разработкой природных ресурсов. Там бывший офицер ГРУ курировал информационные сферы. Он являлся соучредителем фирмы “Транс Атлантик Лайн”, сам руководил небольшой риэлторской конторой. Интересно, что, по словам Ковалева, не так давно Харламов выявил факт попытки отчуждения помещений у одной государственной организации в центре Москвы. Материалы по этому делу уже переданы в Счетную палату. Возможно, удар нанесен оттуда.

Вообще, в деле об убийстве Харламова очень много фантасмагорических совпадений. Прародителя “Хасавюртовского мира” застрелили сразу после нападения чеченских боевиков на Театральный центр. Поскольку Лебедь погиб еще раньше, то смерть его зама выглядит теперь весьма символично — будто сепаратисты столь беспощадным образом расторгли мирный договор шестилетней давности. И версия о причастности боевиков к убийству вполне имеет право на жизнь. Характерно, что именно в канун смерти Харламова было предъявлено обвинение летчикам, по вине которых, как считает следствие, погиб Александр Лебедь. А несколько дней назад состоялся суд по делу об убийстве дочери компаньона Харламова по фирме “Транс Атлантик Лайн”. Цепь случайностей? Или чей-то тонкий расчет? Ведь таких людей, как полковник Харламов, даже в наше дикое время просто так не убивают.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру