Сотни тех, кто потерял близких и родных после трагедии, испытывают сейчас страшные чувства. Как утешить их? Как облегчить эту невыносимую боль? Мы с вами...
Вчера днем сообщалось, что в результате теракта на улице Мельникова погибло 117 человек. Это официальная информация Минздрава. Медицинские службы столицы уже оглашают новую цифру — 122 погибших...
Кристине Курбатовой было всего четырнадцать. Она играла маленькую Катю Татаринову, в очередь с дочерью режиссера Марка Розовского Сашей. Кристина и Саша были подругами...
— Я называла их фотомоделями, — говорит ее педагог по пению Наталья Никитична. — Худенькие, длинные, со стройными ножками... Кристина как раз начала превращаться из девочки в девушку.
Юная актриса очень хорошо пела. У нее был от природы поставленный голос... Кристина умерла в больнице.
Еще одной жертвой теракта стал Арсений Куриленко. Наталья Никитична рассказывает со слезами:
— Он был совсем крохотный — всего тринадцать. Арсений так рвался на сцену, он ведь из актерской семьи: мама работает в театре Марка Розовского. Около полугода мы не выпускали его на сцену из-за небольших проблем с голосом: у него были узлы на голосовых связках. В конце лета он специально ездил лечиться в Карловы Вары. А когда вернулся, почти сразу же начал играть.
Арсений в “Норд-Осте” играл заводилу детей-беспризорников...
После пресс-конференции главного анестезиолога Москвы Евгения Евдокимова стало известно, что самой молодой заложнице, погибшей после штурма, было 13—14 лет. Она поступила к врачам с многочисленными нарушениями кровообращения. Несмотря на все усилия, спасти девочку не удалось. Возможно, Евдокимов говорил о Саше Летяго, юной гражданке Казахстана. Как сообщили “МК” сотрудники пресс-службы посольства Казахстана в Москве, во время теракта на улице Мельникова в руках камикадзе оказались четыре казахских гражданина. Светлана Губарева вместе с тринадцатилетней дочерью Сашей Летяго остановилась в столице проездом из Караганды. Мать и дочь ждали визу, чтобы лететь в США. А пока ожидание продолжалось, решили посмотреть одно из главных шоу Москвы “Норд-Ост”... Вчера во второй половине дня, в понедельник, Светлану должны были выписать из больницы. Ее дочь умерла. Матери уже рассказали о трагедии. Из Казахстана вылетел отец Саши. Решается вопрос о похоронах школьницы, посольство готово обеспечить все необходимое для доставки тела и родственников погибшей на родину...
На момент подписания номера стало известно о смерти еще троих детей. Катя Устиновская, 11 лет, пошла на “Норд-Ост” с друзьями своих родителей. Эта семейная пара еще находится в 13-й больнице. По “горячей линии” сообщили также, что умерли 14-летний Ярослав Фадеев и 15-летняя Елизавета Старкова...
* * *
Сергея Сенченко, участника программы “Гарем”, идущей на канале СТС, друзья увидели в новостях, показанных через несколько часов после штурма “Норд-Оста”. Вокруг суетились санитары, на лице у Сергея была надета кислородная маска. Ребята обрадовались — нашелся! — и поехали искать его по больницам, принимавшим заложников. Но в списках поступивших его нигде не было. Тогда отправились в 4-й морг. Врачи показывали фотографии погибших. На одной из них был именно он, Сергей Сенченко.
Он родился в Красноярске, вскоре с семьей переехал в Анапу. В Москву Сергей перебрался семь лет назад. Это был человек-юла, “заводной апельсин”, он успевал повсюду. Писал музыку, не зная ни одной ноты, и при этом сумел создать успешную группу. Танцор, дававший уроки самой Анжелике Варум. Влюблял в себя женщин на раз. Его маленькая квартирка на улице 1905 года всегда была полна друзей. Однажды кто-то предложил ему пойти в “Гарем”.
Лучшей его подругой в программе стала Лариса Шальнева. На отборочном туре в бассейне Сережа подошел к ней: “Какая у вас улыбка!” Девушка сразу растаяла. “Я в жизни своей не видела более чуткого человека. Он так умел слушать”.
На “Норд-Ост” Сергея пригласила еще одна участница “Гарема” — Маша Шорстова. В мюзикле она играла Катю Татаринову. После того как в зал ворвались террористы, Маша и еще несколько артистов закрылись в гримерке и потом сумели выбраться через окно. А Сергей стал заложником. Первый раз он позвонил по мобильному своему другу Алексею Иванову примерно через час. Просил передать, чтобы не было штурма. Просил, чтобы были выполнены все требования террористов. “Иначе нам не жить”. Потом, пока у него не отняли телефон, ложился на пол под кресло и опять выходил на связь. “Он часто впадал в депрессию, я делал все, чтоб его успокоить”, — говорит Алексей. Последний раз Сергей Сенченко звонил другу в пятницу в 8 часов вечера. “С питанием у нас все наладилось, вода тоже есть, только вот с туалетом проблема”. И отключился. Жить ему оставалось несколько часов.
Сергей не был очень здоровым человеком, страдал воспалением верхних дыхательных путей, недавно перенес ангину, поэтому выжить под смертельным газом шансов у него было крайне мало...
Жизнь надо воспринимать как сказку, которая может в любой момент кончиться. Это была любимая фраза Сергея Сенченко. Сказка кончилась. Ему было 27 лет.
* * *
Александр Карпов — литератор, бард, участник творческой ассоциации “32 августа” (куда кроме него входили Игорь Белый и Олег Городецкий), лидер и солист ансамбля кельтской музыки “Ruadan”, автор переводов с английского художественной литературы и мюзикла “Чикаго”. Ему был 31 год. Друзья называли его Штурманом.
В среду вечером он вместе с женой Светланой Карповой оказался в числе заложников мюзикла “Норд-Ост”. За двое суток несколько раз звонил оттуда по мобильному телефону родителям и друзьям. О последнем его звонке в пятницу утром нам рассказывал Олег Городецкий: “Александр говорил, что у них все в порядке и, как многие другие заложники, звонившие родным в пять-шесть утра, просил, чтобы друзья пришли к зданию Театрального центра. Они пришли, постояли с плакатом “Карпов, мы с тобой. Светка, держись!”
Все подробности о случившемся и вся информация оперативно собиралась на компьютерном сайте Игоря Белого под кричащим заголовком: “Мы публикуем здесь любую информацию, которая касается Шурика Карпова и Светки!” А в субботу утром начались поиски по больницам. Вот выдержки с сайта, который стал настоящей хроникой этой трагедии.
26 октября, 12.55: “Очень много звонков от самых разных людей. Звонят даже совсем незнакомые На настоящий момент ничего по-прежнему не известно. Наши обзванивают больницы. Точно установлено, что Карповых нет в 1-й, 15-й, 29-й и 53-й больницах”.
26 октября, 13.45: “Проверены все больницы, кроме 13-й, Склифа и Госпиталя ветеранов войны. О Карповых по-прежнему информации нет. Соколов и Паша, не добившись никаких результатов в 13-й больнице, вернулись в Центр поддержки, где родные Шурика”.
26 октября, 16.13: “Жека Ланцберг прозвонила 53-ю. Карповых нет, надо перезвонить часа через 2—3...”
Так через каждые три-пять минут... И наконец:
26 октября, 18.35: “СВЕТКА НАШЛАСЬ!”
Андрей Семенов из Казани (!) дозвонился до 13-й больницы. Карпова Светлана Сергеевна оказалась там. Жива! В воскресенье Свету выписали, ее привезли домой, напоили транквилизаторами и сообщили, что три часа назад Александра опознали в Боткинском морге...
На следующий день друзья Карпова написали: “Чудо, что не все остались там. Чудо, что Света сегодня с нами. И Судьба, что Штурман не вернулся... Два дня между отчаянием и надеждой, между счастьем и горем. Два дня, которые вернули Свету и отняли Штурмана...”
Трагическую весть узнали вчера родные и близкие Юрия Даниловича Жаботинского. О нем и его супруге Татьяне Николаевне “МК” писал во вчерашнем номере. Татьяна приехала к мужу в столицу на несколько дней из Рыбинска как раз на 23-ю годовщину их свадьбы. Уговорила мужа сходить на “Норд-Ост”...
В воскресенье их дочь Оля отыскала свою маму в Институте Склифосовского. Татьяна Жаботинская до сих пор находится в реанимации в тяжелом состоянии. Отца же Ольга никак не могла найти, хотя объехала все указанные больницы. И только в тот же день вечером в девятом морге судебно-медицинской экспертизы тело Юрия Даниловича было опознано его коллегами.
Юрий Жаботинский был незаурядной личностью. Он доктор технических наук, в прошлом педагог, в Москве работал директором департамента информационных технологий ОАО “Иркутское авиационное производственное объединение”. Основная сфера деятельности — электронное оснащение авиации. Его жена и дочь живут в Рыбинске. Юрий Данилович в последнее время жил между Рыбинском и Москвой, часто был в командировках, руководил несколькими предприятиями. По натуре это был умный, интеллигентный, очень энергичный, любивший хорошую шутку человек. Он обожал своего 2-летнего внука, которого звал не иначе как Николай Николаевич (малыша назвали в честь деда). В этом году купил в Москве квартиру, собирался перевезти сюда жену...
Вчера “МК” писал, что родные и близкие супругов Эльмурадовых из подмосковной Лобни нашли главу семейства Руиддина в институте Склифосовского: его показали в сюжете с Путиным. О его же супруге Ирине не было никаких вестей, и родственники самоотверженно продолжали ее поиски. В воскресенье днем они приехали в штаб, расположенный в спортзале ПТУ на Мельникова. Пробыли там четыре часа. Потом им вынесли список из шестидесяти человек, которые уже пришли в себя в разных больницах и дали свои данные. Среди живых Ирины не было, но надежда, что она жива, не покидала никого. К тому же в штабе пообещали принести еще один, свежий список живых из 32 человек. Тем временем друзья Эльмурадовых разделились на группы и стали объезжать все морги, указанные в штабных списках. Около семи часов вечера в морге 70-й больницы на Федеративном проспекте Ирина Эльмурадова была найдена среди погибших. Вчера ее опознал старший сын Алишер.
Близкие и родные отзываются об Ирине чрезвычайно тепло: это была жизнерадостная отзывчивая заботливая мать двоих сыновей и примерная жена. С Рудиком, так на русский лад перекроили друзья узбекское имя главы семейства, они познакомились еще в студенческие годы и с тех пор жили душа в душу. Руиддин долго добивался Ирины и даже пошел наперекор желанию родителей, хотевших, чтобы супруга была одной с ним национальности. Театр был ее главным увлечением, она вместе с мужем нередко посещала новые постановки и посчитала своим долгом сходить на “Норд-Ост”. Подруги так и прозвали ее — Ирка-театралка. Придя в себя в больнице, Руиддин первым делом спросил друзей и врачей, где жена. Но никто ничего о ней не знал. Муж заплакал...
В ночь штурма Театрального центра на Дубровке погиб генеральный директор предприятия химчистки-прачечной “БФТ — Диана” Сергей Георгиевич Барановский. Все его коллеги знали Сергея Георгиевича как прекрасного специалиста и настоящего Человека...
Среди погибших есть гражданка Белоруссии — Людмила Борисовна Богачева. Людмила Борисовна родом из Минска. Работала на Минском экспериментальном фурнитурном заводе, затем вышла на пенсию (она 1947 года рождения). Трое ее сыновей проживают в Москве. К одному из них она и приехала погостить...
Людмила Борисовна скончалась в больнице в воскресенье. По официальной версии, от сердечно-сосудистой недостаточности. Как сообщили нам в посольстве Белоруссии, по просьбе сыновей Людмила Борисовна Богачева будет похоронена на одном из московских кладбищ.
Погибли три гражданина Украины. Кочет Евгений Дмитриевич и Юфтяева Наталья — музыканты, задействованные в спектакле (они жили в Москве), и Бурбан Григорий, 33 года, родом из Одессы. В Москву приехал в гости. После освобождения заложников он числился пропавшим без вести. Его не могли обнаружить ни в одной из больниц. Оказывается, Григорий был среди тех, кого сразу же увезли в морг. Там его и опознали друзья. Жена Григория жива, сейчас она находится в больнице.
Жертвой трагедии стал гражданин Армении Мясник Закарян, 1969 года рождения. По предварительным данным, он скончался вчера в 84-й больнице. Родители все это время звонили в посольство и справлялись о судьбе сына. Вчера они получили печальное известие. “Решать, где будет захоронен Мясник Закарян, будут родители, — сообщили “МК” в посольстве Армении. — Но скорее всего его увезут на родину, в Ереван”. Сейчас родители готовятся вылететь в Москву.
Перед подписанием номера нам стали известны фамилии еще 14 погибших...
1. Хазиев Тимур Валеевич.
2. Товмасян Людмила Владимировна.
3. Фадеев Ярослав Олегович.
4. Платонов Павел Павлович.
5. Литвинов Константин Борисович.
6. Сопрунов Максим Владимирович.
7. Солонин Эдуард Тимофеевич.
8. Бочков Алексей Сергеевич.
9. Якубенко Елена Александровна.
10. Елисеева Клара Михайловна.
11. Присяжнова Елена Петровна.
12. Финогенов Игорь Алексеевич.
13. Антонова Лариса Михайловна.
14. Лавров Дмитрий Николаевич.