Дрессированная смерть

2001-й — страшный год для дрессировщиков. 22 января застрелился укротитель леопардов Валерий Филатов. 19 февраля умерла легендарная Ирина Бугримова. 22 февраля не стало артиста Театра зверей имени Дурова Александра Терехова. Нелепая смерть на репетиции. Убийца поневоле — слониха Даша, которой ее воспитатель посвятил последние несколько лет жизни.

Что же произошло в Уголке Дурова в четверг вечером? Почему именно слоны в негласном реестре считаются самыми “травмоопасными” животными? Действительно ли профессия дрессировщика — постоянный, ежедневный риск? На все эти вопросы попытались ответить корреспонденты “МК”.

* * *

— Я сейчас не могу давать комментарии! — Наталья Юрьевна Дурова с трудом говорит, ее душат слезы. — Я сейчас думаю только о судьбе зверей, о судьбе театра. Поймите, все, в том числе и дрессировщики, ошибаются, но театр здесь ни при чем.

Примерно в 17.35 карета “скорой помощи” ехала по улице Дурова. Путь недалек, на Шереметьевскую улицу, а вызов достаточно срочный (нарушение сердечного ритма). Но — на дорогу выбегают люди, машут руками. “Скорее! В Театре зверей несчастный случай!” В таких случаях по должностной инструкции бригада обязана остановиться, естественно, предупредив диспетчера.

Работники театра, перебивая друг друга, рассказывают, что все произошло в вольере вскоре после представления. Саша Терехов работал с двумя воспитанницами-исполинками — Дашей и Машей. Дрессировщик, видимо, стоял на небольшой приступке и пытался надеть на шею Даши шлейку — нечто вроде сбруи. Терехов хотел вывести слониху на манеж и немного порепетировать. Рядом никого не было, так что неизвестно, сам ли дрессировщик упал на пол, или Даша случайно скинула его хоботом. Страшный толчок, падение... В довершение ко всему 20-летняя “девочка” весом в две тонны немного попинала хозяина ногами. Может, хотела поднять, помочь? Коллеги бросились звонить “03”, кто-то побежал на улицу. Увы, любая помощь к этому моменту уже опоздала.

Уже при беглом осмотре было видно, что пациент мертв. Пульс не прощупывается, на голове обширная рана, на теле ссадины, сломаны ребра. Но коллеги настаивают: “Сделайте же хоть что-нибудь!” Попытки “завести сердце” продолжаются до приезда еще одной, реанимационной бригады. Все бесполезно. Врачи отмечают время смерти. А в вольере топчется сконфуженная слониха — словно хочет сказать: “Это случайно. Простите...”

— Я не держу на нее зла. Я знаю, что слон не виноват. Но не могу заставить себя подойти к вольеру, — вдова дрессировщика Людмила Терехова держится из последних сил. Они вместе уже очень давно — и на арене, и вне ее. Выпускник зоотехнического училища, дрессировщик высшей категории, лауреат многочисленных премий, Александр Терехов пришел в Уголок Дурова в 1970 году. А в 1981 году появилась Даша.

-Он обожал ее. Даже спал в клетке. Кто бы мог подумать... — вздыхают сослуживцы. Действительно, Александр Терехов души не чаял в своей ученице. Ее привезли из Лаоса. Даше было тогда всего семь месяцев — ростом с крупную собаку. Тереховы воспитывали ее как любимого ребенка (кстати, Дарья — ровесница Сашиной дочери Полины). Мадмуазель отвечала взаимностью, ласкалась к учителю, прилежно усваивала все премудрости режиссуры... Осенью 1992 года, когда поползли слухи, что в отсутствие дрессировщика его любимицу Дашу, “отпахавшую” на сцене с 1981 года, собираются продать в Киевский зоопарк, Александр переселился в вольер, поставил прямо на сено раскладушку и объявил забастовку (на фото). А Даша морально поддерживала хозяина — только ночью потихонечку таскала из-под него пучки сухой травы. Администрация даже просила стражей порядка изгнать Терехова из клетки, но милиционеры отказались выполнять столь деликатную просьбу. Дурова же утверждала, что слониху хотят лишь передать в Киев для создания семьи (такая практика существует во всем мире). К счастью, в итоге конфликт “рассосался” сам собой. Терехов и Даша остались в театре.

* * *

Вообще, работать со слонами — одно из самых опасных ремесел. В этом единодушны и сотрудники зоопарка, и дрессировщики. Несчастье в уголке Дурова комментирует известный циркач, заслуженный артист России, дрессировщик Борис Федотов.

— Эти животные могут быть как добрыми и преданными, так и ревнивыми и злопамятными. В моей практике был случай, когда слониха приревновала меня к своей соседке по вольеру. В таком состоянии животных невозможно контролировать. Они начинают бодать слона-соперника и пинать ногами. Мне ничего не оставалось делать, как рассадить слоних по разным клеткам, а после отказаться от работы с одной из них. Если же гигант разгневался на человека, у последнего практически нет шансов выжить.

Кстати, Александра Терехова хорошо знал певец Евгений Осин. Незадолго до его гибели он снялся в шуточном телесюжете, где выступил в роли дрессировщика Маши и Даши.

— Александр сразу предупредил меня, что подходить к животным опасно, несмотря на то, что они были в клетках. В результате перед камерой я работал с маленьким слоненком, а взрослых артистов мне разрешили лишь покормить яблоками. Однако и эта процедура была рискованной, так как слон мог схватить меня хоботом и ударить о решетку вольера.

* * *

— Нет ни одного дрессировщика, которого бы не покалечил или не “поломал” зверь, — рассказывает ветеран цирка, дрессировщица Эльвина Подчерникова. — Мы все переломаны и собраны по частям. Моего отца разорвали белые медведи, он 20 лет лежал парализованный. Медведи вообще опасные животные, нападают без предупреждения. В 56-м году латышского дрессировщика Антона Кличиса косолапые порвали прямо на глазах публики.

В 70-е годы в Харьковском цирке произошел дикий случай. На манеже выступала румынская дрессировщица, ученица известного Александра Федотова. Она работала очень близко с животными, а ее подопечными были тигры. Федотов часто предупреждал: “Зверю нужна дистанция, иначе не заметишь, как окажешься в его лапах”. В тот день вся страна отмечала большой праздник, 7 ноября. В цирке давали три представления: в полдень, в три часа дня и в семь часов вечера. На втором представлении и произошла эта трагедия. Существует две версии случившегося. Одни говорят, что дрессировщица в этот день немного выпила за праздник. Другие утверждают, что виной всему не спиртное, а элементарная неосторожность. Кто был прав, циркачи уже не помнят. В любом случае, женщина подошла слишком быстро к тигру. Тому это не понравилось. Один взмах лапой, и позвоночник артистки хрустнул, как надломленная спичка.

Покойную Ирину Бугримову не раз калечили ее питомцы. Однажды во время выступления “царь зверей” выдернул жилу на руке дрессировщицы. Ирина как ни в чем не бывало замотала рану и продолжила номер. За кулисами ее уже ждал врач, который тут же провел операцию.

— Прошлым летом в Сочинском цирке слон травмировал рабочего, который готовил еду, — смотрит в отчеты сотрудница отдела охраны труда Росгосцирка Раиса Бухова.

Дикие звери могут навредить человеку случайно. Например, выражение “задушил в объятиях” получило буквальное значение в театре Дурова. Там работал дрессировщик слонов Котинский. Животные так любили артиста, что однажды в приливе чувств маленький слоненок обхватил дрессировщика хоботом и прижал к себе. Когда врачи сделали артисту рентген, оказалось, что половина ребер переломана.

— Какое животное самое опасное?

— Любой зверь может убить, особенно крупный, — поясняет Эльвина Подчерникова. — Дело не в животном. У нас и собачки кусали так, что артисты оставались без руки. Тут уж как повезет.

У меня самой кроме переломов и смещений таз разошелся на три сантиметра, я не могла ни сидеть, ни лежать. Медведь порвал рукав джинсового костюма, а в манжете коготь застрял, зверь поддел меня и швырнул со всей силы своего двухметрового роста об землю. После этого случая я вспомнила одну историю. Как-то на гастролях нам с отцом подарили натуральную кожу для сценических костюмов. Я обрадовалась: “Сошью себе модный костюм”, а папа сказал: “Нет, будем выступать в старом, из кожи не вылезешь”. Теперь я понимаю, что он тогда имел в виду. Работая с животными, нужно носить то, что легко рвется...

В причинах трагедии в Уголке Дурова еще предстоит разобраться. Она не первая — несколько лет назад другая ученица Терехова, Маша, случайно травмировала служителя — и уж точно не последняя. Кто-то говорит, что причиной несчастья стала обычная женская ревность: Даше могло показаться, что Александр больше внимания уделял ее подруге. Наталья Дурова не исключает, что из-за резкой перемены погоды слон стал более нервным и раздражительным... Но все единодушны: без Терехова Театр зверей осиротел. Это понимает и Даша. Несчастная слониха еще не скоро смирится с потерей хозяина. Вчера она отказалась от еды.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру