Считается, что водителям, не имеющим противопоказаний к вождению, должно стать удобнее: теперь в ГИБДД при обновлении «прав» не нужно будет предоставлять справки о здоровье. После медосмотра нужную информацию в межведомственную базу данных передаст сама клиника. Создается и сам реестр — Единая государственная информационная система в области здравоохранения (ЕГИСЗ). Это федеральный реестр — а в Москве подобная система (ЕГАИС) существует уже несколько лет и достаточно успешно интегрирует все медицинские сведения из государственных, а по социально важным заболеваниям — и из частных медицинских центров.
В новую федеральную базу данных обязаны будут сообщать о соответствующих диагнозах не только государственные, но и частные врачи. Соответственно, потеряет смысл понятие «медицинская справка о здоровье» годностью в длительный срок — благодаря цифровизации ГИБДД будет виден медицинский статус водителя.
Если вчитаться в диагнозы, несовместимые с управлением транспортными средствами… Не знаешь, плакать или смеяться. Потому что наряду с бесспорными — алкоголизм «и другие излишества нехорошие» — там есть много диагнозов, которыми за последнее время привыкли даже хвастаться.
Судите сами — пройдемся по номерам диагнозов. Болезнь Альцгеймера и другие виды деменции — ну, стоит согласиться. Шизофрения — ну да, один из тяжелейших психиатрических диагнозов, тут тоже не поспоришь. Но вот дальше: биполярное расстройство, депрессия, другие «расстройства настроения» (таков официальный термин). Фобии и другие тревожные расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство (очень многие хозяйки-перфекционистки, каждую минуту посвящающие протиранию и промыванию и так идеальной квартиры, так и говорят: у меня ОКР! А некоторые и справку имеют). Другие неврозы. Расстройства личности (параноидное, шизоидное и тому подобное): обратите внимание, шизоид — это не шизофреник, это куда более «мирный» и социально адаптированный член общества. «Стойкое изменение личности после переживания катастрофы» (это наши дорогие и любимые «афганцы», «чеченцы» и другие ветераны боевых действий, а также очевидцы терактов и пострадавшие в них) — тоже причина для лишения «прав».
Противопоказаниями к вождению являются (интересно, многие ли из широких водительских масс читали этот документ?) некоторые девиации, не слишком (или совсем не) одобряемые социально, но связь которых со способностью водить машину не слишком понятна. Например: лудомания, пиромания, клептомания и даже трихотилломания — тяга к выдергиванию волос из головы вплоть до облысения.
Похоже, впрочем, что авторы законопроекта об автоматическом поражении в «правах» тоже не читали полный список диагнозов. Иначе бы сообразили, что нарываются на международный скандал. Мы, конечно, за традиционные ценности, но за что автоматически поражать в «правах» транссексуалов и трансвеститов, фетишистов, эксгибиционистов, вуайеристов и садомазохистов?
— Около двух десятилетий в России идет кампания по дестигматизации психиатрии как отрасли медицины и психиатрических диагнозов, — рассказал «МК» Игорь О., врач-психиатр с многолетним стажем работы в государственной системе. — Специалисты всех уровней пропагандируют раннее обращение за медицинской помощью, когда развитие болезни еще можно направить вспять. И успехи были достигнуты: за последнее десятилетие многие жители больших городов перестали стесняться обращаться к нам за помощью — консультациями и медикаментозной терапией. Ситуация «сходил к психиатру за рецептом на антидепрессанты» стала тривиальной. Если проект будет осуществлен, все эти усилия пойдут прахом, восприятие психиатрии как карательной структуры вернется в полном объеме. Потому что только настоящий псих пойдет к врачу «ставить» депрессию, если завтра же ему «прилетит» блокировка водительского удостоверения.