Комитет лесного хозяйства решил бороться с жуками-короедами с помощью подселения к ним жуков-энтомофагов, которые не прочь полакомиться своими собратьями.
«Мы планируем закупить и культивировать эти виды жуков. В леса их выпустим либо этой осенью, либо весной следующего года», — сообщил журналистам глава ведомства Иван Советников. Он пояснил, что речь идет как о яйцегрызущих насекомых, которые пожирают личинки и кладки вредителей, так и о жуках, поедающих их самих.
«Я могу вам охарактеризовать общий метод такого переноса, — пояснил «МК» специалист Института лесоведения РАН Александр Гурцев. — Жуки-переселенцы должны прижиться, то есть найти своих хозяев. Эффективность их использования зависит от кормовой базы и метеоусловий, которые дадут или не дадут им возможность широко размножаться. Насколько я знаю, нигде в мире пока не было сенсационных результатов, связанных с переселением энтомофагов. С начала века их перевозят с континента на континент, но добиться тонких настроек, чтобы достичь желаемого эффекта, еще никто не смог. Если энтомофаг очень устойчивый, он может нанести вред. Например, в Америке запустили энтомофагов для борьбы с определенным видом бабочек-вредителей. А те вместо этого переключились на других бабочек того же вида, и эксперимент не оправдал ожиданий. Если же энтомофаг не очень устойчивый, он может просто погибнуть: у него закончится кормовая база, или он не вынесет затяжных дождей, или его убьет жара, или он не переживет зимовки. Факторов очень много».
Кстати, подмосковный регион располагает грустными примерами неудачного регулирования численности живых организмов. Несколько лет назад энтомологи провели любопытный и многообещающий эксперимент на территории одного участка в подмосковном Серпухове. Здесь начали культивировать виноградных улиток, чтобы понять, можно ли в условиях нашего климата выращивать этот заморский деликатес. «И что вы думаете, — пожаловались «МК» жители города Пущина, — эти улитки перебрались на другой берег Оки и заселили наши огороды. Они сожрали всю зелень. Спору нет — улитки, конечно, очень красивые, крупные. Но мы уже не знаем, как спасти от них наш урожай!».
Нашествие вредных насекомых напрямую связано с погодными условиями конкретного сезона. Короеды, например, появляются после жаркого лета, когда засуха ослабляет хвойные деревья. Знойный август как раз, по мнению ученых, может создать предпосылки для возвращения этого вредителя. А еще эксперты боятся ясеневой златки. Это агрессивный стволовой вредитель, который встречается в Китае, Японии и Монголии. А вот теперь он добрался до России.
Короед уже второй год как вернулся к своей естественной численности. Однако это не повод расслабляться. Враг не дремлет. Профилактическое мероприятие — применение энтомофагов — последнее слово в лесной науке, говорят ученые. И в данном случае проколов не будет. Авторы технологии — сотрудники ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства Юрий Гниненко и Юлия Сергеева — уже провели первые опыты по запуску этих энтомофагов на границе Подмосковья и Новой Москвы. При плотности 6 особей на один квадратный метр энтомофаги уничтожали от 40 до 62% короедов.
«Экобаланс здесь нарушить невозможно, — уверил «МК» начальник отдела защиты лесов ГКУ Московской области Мособллес Святослав Некляев. — Во-первых, речь идет о точечном запуске: в Можайском, Рузском, Одинцовском, Солнечногорском, Дмитровском и некоторых других районах. Во-вторых, существует прямая зависимость: хищник—жертва. Когда снизится количество жертв, уменьшится и число хищников. К тому же в лесной подстилке энтомофаги станут частью рациона насекомоядных животных, в частности борозубок. Что касается выбранных видов, то их три: пестряк муравьевидный (муравьежук) — в Финляндии его называют короедным волком, а также два жука из группы долготелов. Они питаются как личинками, так и жуками. Один энтомофаг во взрослой фазе съедает от 5 до 12 крупных особей. 70% одной кладки устраняет один жук».