Лесные озера между Павловской Слободой и деревней Новинки Истринского района окружены болотами. Людям сюда пройти нелегко, зато для птиц и зверей — благодать. Такая изолированность территории привлекает в заказник многие редкие, уязвимые виды животных.
Например, здесь обитает серый сорокопут — птичка маленькая, но дерзкая. Он любит задирать крупных хищников: сядет на макушку елки и давай передразнивать своих собратьев, а как только сокол или ястреб бросится на обидчика, тот юркнет в самую гущу ветвей — и поминай как звали. Говорят, эта кроха умудряется отваживать всех конкурентов от своих охотничьих угодий. Для этого он нарочно портит охоту всем пернатым хищникам, предупреждая заранее жертву о том, что к ней крадется охотник.
Но с человеком птахе, конечно, не справиться. Поэтому и осталось особей этого пернатого вида на территории всей страны очень мало: серый сорокопут обыкновенный занесен в Красную книгу России. А вот в Подмосковье, да еще так близко от Москвы, сорокопуты водятся, и все благодаря уникальному расположению Истринского заказника. Есть здесь и другие краснокнижные виды флоры и фауны: пальчатокоренник балтийский, подлесник европейский, осоед обыкновенный, полевой лунь, порученник и многие другие.
ООПТ была создана тут в 80-е годы и составляла первоначально 1,5 тыс. гектаров. Но жилая застройка год за годом откусывала от заповедной земли лакомые кусочки. Начинали застраивать участки, расположенные на границе с ООПТ, а потом застройщики добрались до самого ядра заказника: в 2008 году в центральной части болотного комплекса было проведено межевание и выделено 5 участков по 3 га каждый под дачное строительство. И это при том, что особый режим охраны ООПТ запрещает любое строительство в его границах. В результате всех этих махинаций с землей сейчас площадь государственного заказника «Леса окрестностей АБС «Павловская Слобода» и озерно-болотный комплекс у деревни Новинки» уменьшилась до 428 га.
По документам видно, что постановление о выделении земли подписывала небезызвестная Анна Щерба, занимавшая до 2014 года пост главы Истринского района. Ее уже судили за превышение должностных полномочий (правда, тут же амнистировали): по одному эпизоду она вынесла постановление о передаче в собственность юрлицу земельного участка, расположенного в охранной зоне Ново-Иерусалимского монастыря, памятника культуры федерального значения, по другому — земля находилась в водоохранной зоне реки Истры, которая входит в систему питьевого водоснабжения Москвы.
Возможно, теперь правоохранительные органы возобновят расследование, ведь ущерб государству нанесен огромный: по оценке экспертов, рыночная стоимость земли, некогда принадлежащей заказнику, равняется нескольким десяткам миллионов рублей.
Выяснение того, кто виноват, — прерогатива следствия, а пока Минэкологии Подмосковья пытается минимизировать экологический ущерб от этой псевдохозяйственной деятельности. Поэтому в марте 2017 года министерство подало исковое заявление в Истринский городской суд о признании незаконным постановления главы муниципального района и недействительными — договора купли-продажи земельных участков, вследствие чего вся сделка с заповедной землей должна быть признана незаконной. Судебное решение пока что еще не вынесено — очередной суд состоится в августе.
«МК» поинтересовался в экологическом ведомстве: почему судебный иск подан только в отношении участков, расположенных в центре болотно-озерного заказника? Оказывается, участок земли, расположенный между болотно-озерным комплексом, деревней Новинки и коттеджным поселком Павлова-2, уже утратил свою экологическую уникальность из-за антропогенного воздействия. Об этом свидетельствует экспертное заключение, сделанное еще в 2015 году. Застройщики, готовя площадку под застройку, засыпали грунтом всю ценную луговую флору — теперь там растут лишь сорные травы…
Правда, сейчас эта полоска земли шириной около 100 метров между жилой застройкой и лесом является своеобразной буферной зоной, которая защищает болота и озера от еще более сильного негативного воздействия на них человека. Когда коттеджи вплотную придвинутся к лесу, сточные воды (ливневка, канализация) неминуемо будут попадать в почву и оттуда — в водную систему заказника. Некоторые экологи считают, что это может привести к деградации болотно-озерного комплекса; они уверены, что любое ООПТ должно быть окружено пусть небольшой, но буферной зоной, где нет никакой застройки либо введен особый режим хозяйственной деятельности.
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность строительства на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Однако в Московской области до настоящего времени разрешения на строительство в ООПТ не выдавались. Вместе с тем существует ряд ООПТ, на которых министерством отмечаются нарушения.
Выход в данной ситуации только один, считают в экологическом ведомстве: нужно как можно скорее поставить все ООПТ Московской области на кадастровый учет, четко определив их границы. Следующий шаг — создать Единую дирекцию особо охраняемых природных территорий, чтобы было кому следить там за порядком и защищать подмосковные заказники от непрошеных захватчиков.