Да Винчи из Егорьевска: крестьянин построил махолет для "рук-крыльев"

Николай Балаев получил уже три патента на изобретения

Выдающиеся научные открытия и изобретения не всегда рождаются в муках творчества. Всем известен анекдот, что закон всемирного тяготения Ньютон открыл, увидев падающее на землю яблоко. А периодическая система Менделееву якобы приснилась во сне — оставалось только подняться с кровати и заполнить пустующие клетки характеристиками элементов.

Особенно некогда погружаться в научные дебри и 78‑летнему крестьянину из Егорьевска Николаю Ивановичу Балаеву. Он творит, выдумывает и пробует в короткие передышки в уходе за огородом. Посадить, полить, собрать... 24 часов в сутки — и тех не хватает. Но бывший работник райсельхозтехники имеет на своем счету три патента на изобретения. И верит, что когда-нибудь полетит как птица.

Николай Балаев получил уже три патента на изобретения

Вот ветряк в огороде Балаева в деревне Крехтино — достопримечательность всего села, самая высокая его точка. Этапы большого рационализаторского пути начинались с этой «вышки». Крылья вращались от ветра, вращение через ось передавалось на редуктор, с него на электрогенератор — и вырабатывался ток.

Мощность установки, по словам Николая Ивановича, была слабенькой, хватало на то, чтобы вскипятить электрочайник (1,5 кВт) и смотреть телевизор — примерно 700 ватт, насос «Малыш» потребляет 400.

Иногда он использовал силу ветра, чтобы мыть картофель при сборе урожая: с сотки Балаев получает примерно 400 кг «второго хлеба». До кондиции довести каждый клубень непросто. Он их загружал в барабан с водой, тот вращался от ветряка. Однако КПД установки был низкий, и со временем изобретатель к ней охладел.

— Ветряк больше нравится местным ребятишкам, — признается пенсионер.

Для настоящего дела Балаев задумал большой ветряк и мегапроект к нему. И на все про все даже получил патент с печатями и подписями.

Идем в его мастерскую, которая напоминает ангар для небольших самолетов. Но самолетами сегодня никого не удивишь, Балаев придумал махолет, на котором надеется полететь подобно птице, за счет мускульной силы рук. Как мы знаем из истории, что-то подобное еще в XVI веке предпринимал Иван Крякутный, и попытка его успехом не увенчалась.

В мире тысячи разных конструкций летательных аппаратов. Что такого-эдакого придумал егорьевский крестьянин, если получил патент на изобретение? Ведь аналогов в мире существовать не должно, и попытка взмыть в небо должна увенчаться успехом!

Он отвечает, что оригинальность идеи заключена в том, чтобы использовать две пары тяговых крыльев. Если через систему рычажков одна пара идет вниз (что оказывает большую нагрузку на руки «пилота»), то вторая пара крыльев синхронно поднимается вверх — благодаря чему возникает подъемная сила, тяга. И мускульной энергии требуется меньше в разы.

Испытаний по независящим от крестьянина причинам пока еще не было. И деревенский изобретатель не может точно сказать, как далеко пролетит человек на махолете, собранном в огороде. Может, 5 метров, может 30, а может, рванет в синее небо, только его и видели. Но полетит — это точно, Балаев в этом уверен.

Чтобы свободно парить в воздухе, с высоты птичьего полета любоваться егорьевскими окрестностями, конструкция предусматривает для парусности еще и планерные крылья.

Она уже полностью готова к полету и стоит в сарае. Вес аппарата 16 кг, его можно снизить до 12, если заменить арматуру на алюминиевую. А если использовать современный пластик, то махолет станет еще легче.

Так в чем же дело? Почему человек до сих пор не летает как птица?

Чтобы не разделить печальную участь Крякутного, прыгнуть со своими крыльями Николай Иванович намерен с вышки (она уже тоже готова и стоит в огороде) в водоем. Если что-то не получится, бултыхнется в воду.

После чего с удвоенной энергией примется совершенствовать свое детище.

Ветряк в огороде Балаева — достопримечательность всего села.

■ ■ ■

— У меня есть «лишние» 33 сотки земли, которые я не использую под огород, ничего на них не выращиваю, — поясняет он. — Там можно выкопать пруд. Поскольку лето у нас не очень-то теплое и капризное, то водоем должен быть крытым, утепленным и с подогревом. Для этого я придумал большой ветряк, с размахом крыльев 32 метра. Это уже будет целая электростанция, только экологическая, она и станет подогревать воду в пруду на 1000 кубометров.

На такой ветряк у пенсионера тоже получен патент. По его расчетам, на все про все ему понадобится около 10 млн рублей. Дело в том, что почва в Егорьевском районе песчаная, и вода в пруду будет уходить. Необходима стальная рубашка под днищем и по бокам, система трубопроводов и отопления.

Как настоящий авиаконструктор, махолет в свои 78 лет он испытает сам. Затем в случае успеха на нем полетают два его внука, ну а уже потом все желающие. Это вам (нам) не какие-нибудь американские горки, а чисто российский экстрим.

Отдельные элементы ветряка в полусобранном состоянии тоже стоят в сарае.

Но нет у Балаева миллионов, чтобы воплотить идею-фикс в жизнь. Патенты получены еще 10 лет назад, была надежда, что ими заинтересуется наша промышленность или частные спонсоры, купят ноу-хау, и на эти средства можно будет развернуться.

Никто не заинтересовался и не купил: вечная российская история, все новшества в нашей стране в практику внедряются с большим скрипом. Где вы, спонсоры?!

Спрашиваю: есть ли у изобретателя от сохи какие-то расчеты? Ведь даже элементарная косилка-плющилка рассчитывается по всем параметрам. Каждая втулка, каждая шпонка — на усталость, прочность, растяжение, сжатие, на продольную и осевую нагрузки... А тут речь идет о каком-никаком, но летательном устройстве, риск хотя бы на бумаге должен полностью исключаться.

Расчетов никаких нет, в теории он не силен. Всю жизнь проработал в егорьевской сельхозтехнике: водителем, газоэлектросварщиком, автослесарем. Усовершенствования делает по наитию, основываясь на богатом опыте. Но они благополучно работают на егорьевских животноводческих фермах и везде, где что-то улучшал Балаев. У него куча благодарностей за активную рационализаторскую работу в сельхозтехнике и даже орден Трудовой Славы III степени. Воистину опыт и практика — великое дело.

Но, подобно Икару, пенсионера тянет в небо.

Чтобы осуществить давнишнюю мечту, в начале нынешнего года он зарегистрировал еще одно изобретение, на которое тоже получил патент — №2607090. Эта работа, по его мнению, должна точно заинтересовать отечественную промышленность, ведь она касается миллионов российских крестьян, которые сегодня выживают исключительно за счет собственного подворья. А именно: он предлагает своим собратьям по селу «ручной подрезатель корней сорняков» — как официально сказано в патенте.

Чтобы воочию продемонстрировать достоинства этого приспособления, к приезду «МК» пенсионер специально оставил в огороде одну грядку с сорняками.

На вид это обычная тяпка, которая есть в арсенале каждого селянина или дачника. После махолета я даже расстроился: тут-то чего придумывать?!

— Никто пока не догадался, как эффективно бороться с сорняками, — поясняет Николай Иванович. — У меня огород большой, уйма времени уходила на то, чтобы выкорчевать дикую траву, которая забивает посадки. И перекапывал грядки, и как только не пропалывал теми инструментами, что сегодня нам предлагают... Потом меня осенило!

Все гениальное оказалось просто. Он взял нержавеющую сталь толщиной 1,5 мм, наточил ее лезвие с одной стороны. Посредине приварил стальную косынку — тоже заостренную. Таким образом «сорнякокорнесечка Балаева» (так она называлась до получения патента) легко удаляет корни с обеих сторон.

— Если такой инструмент продавать по 1000 рублей, а аналоги примерно столько и стоят, то прибыль будет превышать себестоимость производства в 5–6 раз, — считает он, легко удаляя заросли с грядки. — За два часа можно очистить три сотки. Я уже давно не перекапываю грядки под посадку картофеля и овощей, пользуюсь своей сорнякокорнесечкой.

В отличие от летательного агрегата этот инструмент прошел испытания временем в течение 5 лет. И крестьянин уверен, что за его идею кто-нибудь из наших промышленников обязательно ухватится. Налетай, торопись!.. Плата за патент или определенный процент с прибыли даст ему искомые 10 миллионов рублей для выполнения другого, более масштабного проекта.

Есть, правда, один изъян в его разработке: в XXI веке на каждом шагу говорят про автоматизацию ручного труда, а тут старый дедовский метод, хотя и новой тяпкой. Но какая автоматизация, роботы могут быть в деревенском огороде у бабушки-старушки? Хорошо, что ей перед посадкой не придется перекапывать грядки...

Есть одна интересная деталь с этой корнесечкой. В заявке на патент изначально фигурировала его фамилия. Однако по новому регламенту Роспатент не выдает документы с указанием фамилии автора.

Ну так вот, Николай Иванович еще не получил официального патента, как из Германии по электронной почте ему пришло письмо с предложением продать «сорнякокорнесечку Балаева». Как немцы узнали о ней еще до официальной регистрации?

■ ■ ■

Если бы не думы о техническом прогрессе, постоянные попытки изменить мир, Балаева можно было бы считать вполне обычным человеком: жена, дочь, двое внуков и даже одна правнучка — что еще нужно для полного счастья?!

— Живу как в отдельном государстве, — говорит он. — От властей ничего не прошу. В магазине покупаю только муку — хлеб пеку сам в русской печи. Все остальное дает мое хозяйство.

На его подворье 6 козочек, которые дают молоко, 14 кур-несушек. Картофель, капуста, огурцы, помидоры и прочие овощи — со своего участка. Даже самогон гонит сам, хотя им не злоупотребляет: так, по праздникам или для гостей.

10 лет назад сильно болели ноги, ходил на костылях. Из Егорьевска его направили в институт Пирогова, в Москву, где по квоте, бесплатно сделали операции на коленях. Теперь без костылей, почти как новенький.

«Сорняко-корнесечка Балаева».

Приглашает в огород. Без преувеличения можно сказать, что здесь во всем чувствуется живая творческая мысль. Вот самодельный трактор, собранный, как говорится, из огнетушителей. Движок от старого «Запорожца» Балаева (сам он ездит на «копейке» уже больше 35 лет!), придумал и установил систему шкивов. Это многоцелевой агрегат, используется и для вспашки огорода, плуги опускаются и поднимаются. Однако главное его предназначение — сорнякокорнесечка, только для высокого, в полтора метра, бурьяна. Толстые стебли рубят специальные цепи, к концам которых приварены винты.

На огороде у пенсионера ни соринки, ни пылинки, а вот за околицей, где ему принадлежат 33 сотки и где он планирует создать пруд для махолета, трава иной раз бывает по пояс. Пара часов работы на таком тракторе — и хоть в гольф играй!

Модифицированный колун.

Обращает на себя внимание топор-колун, которым для печи рубятся дрова. Крехтино — деревушка маленькая, газа здесь нет, жители пользуются печным отоплением.

Был молодым — управлялся обычным топором, а сейчас огромные чурбаки расколоть невозможно: когда по клину бьешь кувалдой, топор разлетается на куски. Куда бедному крестьянину податься?

Николай Иванович сделал специальный инструмент весом 8 кг. Острие использовал от обычного топора, к нему приварил толстые металлические пластины. А на обух надел короткий металлический прут. По нему можно бить хоть до посинения, колун легко расщепляет даже суковатые бревнышки.

В теплице благоухают помидоры и огурцы. Здесь тоже не обошлось без ноу-хау. Обычно хозяйки покупают для выращивания рассады формочки на рынке — малюсенькие такие пластмассовые горшочки. У пенсионера своя метода. Из полиэтилена он готовит цилиндры высотой и диаметром 17 см, склеивает концы паяльником через газету. Насыпает и утрамбовывает в них грунт, высаживает туда растения. Это вам не хилые горшочки, на сезон готовит около 600 формочек.

В огороде у Балаева три скважины и шесть насосов «Малыш». Вода закачивается в русскую баню, в теплицы, для полива в открытом грунте. У соседей, поясняет он, скважины глубокие, по 30–50 метров, чтобы не засорялись песком. У изобретателя скважины по 11 метров, он придумал, как чистить фильтры от песка, не извлекая трубы.

Возможно, и за съемные фильтры Балаев мог бы получить отдельный патент, здесь тоже есть оригинальное решение. Только он его оформлять уже не будет ни за какие коврижки. И вот почему.

Как мы уже говорили, у пенсионера целых три патента, первые два он получил 10 лет назад, когда ему было 68 лет, в расцвете, так сказать, сил. Думал, разработками заинтересуются, появятся у него средства на реализацию главного проекта его жизни.

К сожалению, ничего подобного не произошло. Но, как держатель патента, он обязан платить годовой налог, который каждый год увеличивается. Если 10 лет назад один патент обходился в 700 рублей, то сегодня — уже в 5 тысяч. Два, соответственно, в 10 тысяч рублей. При пенсии в 14 тысяч это, согласитесь, деньги. А со следующего года старые патенты будут стоить уже по 6,5 тысячи рублей каждый.

Тут задумаешься: оформлять ли изобретения простому селянину. Нефть финансовым воротилам качать выгоднее и, главное, без риска.

А вот Балаев хочет рискнуть — и полететь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27435 от 6 июля 2017

Заголовок в газете: «Махолет балаева» к полету готов!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру