22 июня открылся 39-й Московский международный кинофестиваль, и не привычным американским блокбастером, но выписанным из Индии.
Как выяснилось, не из Болливуда. Это региональное кино, созданное на юге страны. Почти трехчасовая и по-детски наивная индийская лента «Бахубали. Завершение» снята режиссером С.С. Раджамоули, которого называют индийским Спилбергом.
Такие картины, как эта историко-приключенческая киноэпопея о принце Шивуду, оставшемся сиротой после убийства царственного отца, когда-то до слез любили наши зрители. А потом индийское кино исчезло с российских экранов. Танцы, песни, декорированные пупки, грандиозные декорации, от которых веет теперь компьютерными технологиями, и непотопляемый герой, пронзить которого может разве что стрела любви, — весьма своеобразный выбор для фестиваля, претендующего на высшую лигу.
По звездной дорожке прошли члены жюри основного конкурса: режиссеры — Йорн Йохан Доннер из Финляндии, Альберт Серра из Испании, Реза Миркарими из Ирана, итальянская актриса Орнелла Мути, советник по вопросам финансирования кино из Берлина Бригитта Мантей, российский сценарист и режиссер Александр Адабашьян. Орнелла Мути, как и многие актрисы, среди которых Виктория Исакова, Дарья Мороз, Татьяна Михалкова, Алена Чехова, появились в украшениях ювелирно-часовой компании Chopard, которая второй год подряд становится официальным партнером фестиваля и изготавливает статуэтки «Золотой Георгий» и «Серебряный Георгий», а также специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского».
В основном конкурсе — 13 картин, три из них — российские. «Мешок без дна» Рустама Хамдамова по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы с участием Светланы Немоляевой, Сергея Колтакова и Анны Михалковой отсылает к эпохе правления Александра II. Владимир Котт представит историю о провинциальной учительнице на пенсии «Карп отмороженный» с Мариной Нееловой и Алисой Фрейндлих. «Купи меня» Вадима Перельмана — о девушках, которые ищут счастья в Арабских Эмиратах. Конкуренцию им составят: «Желтая жара» турецкого режиссера Фикрета Рейхана о нелегальных иммигрантах, японский «Апрельский сон длиной в три года» Рютаро Накагавы, «Утопленник» Мустафы Сарвара Фаруки из Бангладеш, финские «Звездачи» Виса Койсо-Канттилы, где предвестники сексуальной революции в рабочие часы занимаются сносом деревянной застройки и строительством на ее месте блочных многоэтажек.
В документальном конкурсе — 7 картин, и среди них франко-швейцарская «Опера» Жан-Стефана Брона о закулисье знаменитого парижского театра. Накануне официального открытия ее показали прессе, не проверив качество изображения. Пришлось наблюдать за сплюснутыми балеринами на толстых ножках. Парижская Опера смело может предъявить претензию по дискредитации ее славного имени. Россию представляет бесценный «Последний вальс» студентки ВГИКа Юлии Бобковой о питерском композиторе Олеге Каравайчуке. Он не дожил до премьеры, и мы прощаемся с ним под звуки «Гробового вальса», который, как и многие другие, зарождался среди кладбищенских крестов.
В программе «Русский след» покажут «Смерть шейха» живущего в США русского режиссера и актера Влада Козлова о звезде немого кино Рудольфо Валентино. Снималась картина на протяжении десяти лет, а частичную финансовую поддержку оказало ей голливудское кладбище, где покоится Валентино. Представит фильм итальянский актер Франко Неро, знакомый зрителям по фильмам «Джанго освобожденный» и «Крепкий орешек 2». Впервые собрана программа «Ночи страха» из 11 фильмов ужасов. Ее патроном стал продюсер и бизнесмен Глеб Фетисов.