По мокрой после дождя звездной дорожке прошли Юрий Стоянов с супругой, многострадальный Алексей Учитель пока что без «Матильды» и даже без госпожи Поклонской, хотя им уже можно выступать дуэтом. «Кинотавр» впервые проходит в партнерстве с ювелирной компанией Mercury, и Елизавета Боярская, представляющая в Сочи киноверсию «Анны Карениной», член жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр» Марина Александрова, Наталья Бардо, Ирина Гринева, появились в украшениях этого бренда. Все внимание забрал Александр Ревва в женском платье. Он все еще под впечатлением от роли экстравагантной бабушки в комедии Марюса Вайсберга, в которой снялся. Посетила церемонию открытия и дочь Бориса Ельцина – Татьяна Юмашева с супругом.
А началась она с цитаты недавно ушедшего из жизни главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея, призвавшего художника избегать самоцензуры. На фестивале много лет вручается два именных приза – за сценарий имени Григория Горина и лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева. С этого года к ним прибавится приз критики им. Даниила Дондурея. Жюри возглавил Евгений Миронов, и это для него дебют.
Актеры Петр Федоров и Риналь Мухаметов, из ставшей известной на всю страну «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, вели диалог российского кинематографа с психотерапевтом: «Я – российский кинематограф. У меня есть деньги, много прекрасных зрителей, страна меня любит. Но я – несчастлив». В фойе установят ящик для ответов на вопрос, что же нужно ему для счастья.
Программа «Кинотавра» свидетельствует о тотальном омоложении российского кино. В конкурсе - 14 картин и 7 из них – дебюты. Независимый кинематограф, который сознательно или по некомпетентности пытаются прикончить чиновники, представлен богато: 9 картин из 14 сделаны без государственной поддержки. Нам обещают радикальный кинематограф, хотя начался фестиваль с высказывания в традициях кино прежних лет. Ему предшествовало вручение награды кинорежиссеру Павлу Чухраю, автору фильмов «Вор» и «Водитель для Веры» за честь, достоинство и преданность кинематографу. В октябре он отметил 70-летие, а не снимал уже десять лет. В 2001 году Чухрай участвовал в альманахе Спилберга о Холокосте, снял документальный фильм «Дети из бездны», и теперь продолжил тему. Как тут не вспомнить его отца Григория Чухрая, автора «Баллады о солдате». Воевавший под Сталинградом, он мечтал снять фильм о Сталинградской битве. Не дали. А теперь с «Холодного танго» его сына многие уходили, хотя картина эффектная и масштабная, переполнена чувством вины перед другими народами. Младший Чухрай рассказал об истреблении в Литве евреев в годы Второй мировой войны, пособничестве литовцев, советской оккупации. В этом пекле нашлось место любви литовки (Юлия Пересильд) и еврея (уроженец Татарстана Риналь Мухаметов). Но ощущение такое, что это несостоявшийся сериал. Опытные критики тут же сравнили Пересильд с Ханной Шигуллой, а вот Чухрай планки Райнера Фассбиндера не взял. Он готов услышать примерно те же слова, что в детстве говорила бабушка: «Павлик, перестань танцевать! Сталин еще жив» (правда, тогда он умер). Сочинской премьере предшествовало страстное танго Юлии Пересильд и Риналя Мухаметова.