В воскресенье в 19:00 большой информационный вечер на НТВ откроет авторская итоговая информационная программа Ирады Зейналовой «Итоги недели». Сама Ирада надеется, что ее новый проект будет более авторским, чем те форматы, в которых зритель знал ее до сих пор. Телеведущая не хочет ограничиваться сухой подачей фактов и обещает репортерскую программу с ироничными и четкими формулировками, понятную и легкую для восприятия.
В 20:00 в эфире «Правда с Александром Гурновым». Тележурналист, профессор МГИМО и признанный тяжеловес в сфере новостей и аналитики представит авторский взгляд на те события недели, которые, по его мнению, дают повод серьезно их проанализировать. Каждый выпуск ведущий будет начинать репортажем с места, где развернулось важнейшее событие недели.
— Еще летом мне неожиданно позвонил заместитель генерального продюсера НТВ Вадим Такменев, предложил делать информационно-аналитическую программу, и в ходе обсуждений проект постепенно стал вырисовываться, — сказал Александр в беседе с «МК». — Я человек того поколения, для которого авторская итоговая аналитика на НТВ стала одним из лучших примеров высокого качества журналистики на всем российском телевидении. Конечно, мне это интересно, и я согласился.
— Со стороны может показаться, что слово «правда» в названии программы выглядит довольно претенциозно. Что вы в него вкладываете?
— Когда мы обсуждали название, ничего претенциозного в этом не увидели. Все, кто учил философию, знают, что есть истина, а есть правда. И если вы выпускаете газету или, как в нашем случае, делаете телевизионную программу, то вы не претендуете на истину в последней инстанции. Но это название говорит о том, что мы обязуемся не врать, сообщать то, во что верим и что можем доказать. Это и есть наша правда. У вас она может быть другая, и если вы со мной не согласны, то приходите ко мне в студию и мы вместе поищем компромисс. Почему в споре рождается истина? Потому что его ведут несколько человек, у каждого из которых своя правда. Тогда это интересно слушать. Я допускаю, что некоторые телезрители не согласятся с моей правдой, но буду рад, если помогу им найти свою. Что же касается того, что кто-то может иронизировать по поводу названия, то давайте вспомним, сколько было шуток про старую добрую газету «Правда», но дай бог нам добиться такого же авторитета и популярности, как в свое время «Правде».
— Сейчас информационно-аналитические программы есть в эфире многих каналов. Можно ли говорить о конкуренции в сфере, которую принято считать весьма серьезной?
— У нас конкуренция скорее творческая. Есть новости на одном канале, а есть на другом. Одни больше ориентированы на молодых продвинутых, а какие-то на другую аудиторию. Все как с хорошими книжками или фильмами — чем их больше, тем лучше. И чем больше мы предоставим зрителю разных версий, тем проще ему докопаться до истины. Не зря же журналистику называют одним из элементов демократии, и наша миссия в том, чтобы предоставить людям выбор.
— В последнее время даже серьезные программы становятся отчасти развлекательными. В роли комментаторов иногда выступают люди весьма эксцентричных взглядов, вокруг событий нагнетаются страсти, причем в духе таблоидов. Как вы к этому относитесь?
— Я занимаюсь информационной и политической журналистикой, а в том, что называется красивым английским словом «шоу», разбираюсь плохо. Но НТВ — довольно продвинутый канал, и мои коллеги пытаются внести в программу то, что сделает ее более зрелищной и привлекательной для молодой аудитории. Я пытаюсь учиться, ведь говорят, это никогда не поздно. Сегодня большое внимание уделяется видеоряду. Вы, наверное, не поверите, но меня всегда не очень волновало: какая шапка у программы, какая музыка, джинглы, заставки, костюм у ведущего. Есть одна слабость — люблю красивые галстуки, а в остальном... Так вот, сейчас это стало очень важным, и я пытаюсь соответствовать стилю канала.
— Свою работу на телевидении вы начали с программы «Время», куда попали в конце восьмидесятых. Какие у вас остались воспоминания о телевидении той эпохи?
— «Время» открыло для меня двери в совершенно другой мир, мир телевидения. Дело в том, что я никогда не собирался здесь работать. Мой отец был одним из самых известных советских журналистов, поэтому я хотел писать в газеты, как он. Но по распределению я оказался в редакции иновещания на радио, а потом уже, после службы в армии, меня пригласили на телевидение. Тогда начиналась перестройка, появился «Взгляд», «До и после полуночи», и много молодых журналистов пришли в телевизионные новости. Олег Добродеев, Таня Миткова, Ира Зайцева, Юра Ростов, все мы работали вместе, и у нас были возможности себя проявить. Это было замечательное время, потрясающая школа и потрясающие люди.
— Сейчас телевидение — лишь один из способов получить информацию. В эпоху мультимедиа о новостях можно узнать множеством способов и выслушать самые разные комментарии. При этом иногда кажется, будто очень не многие понимают, что же на самом деле происходит. Вы понимаете?
— Не всегда. Но дело здесь не в обилии источников. Те, кто думают будто понимают все — люди, не обладающие большим количеством знаний. Если вспомнить молодость, то, наверное, для многих первой философской фразой о прекрасном поле стала пушкинская «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». И многие начинают думать, будто знают про женщин волшебную формулу. Но пройдет время, и вы поймете, что чем больше знаете о женщинах, тем отчетливее осознаете — понять их нельзя. Так и со всем остальным. Чем больше у тебя опыта и знаний, тем больше сомнений. Попробуйте спросить у тех, кто занимается большим бизнесом, что сейчас лучше: покупать валюту или продавать. Все они не скажут ничего определенного. В то же время сосед за кружкой пива сразу посоветует в конце года валюту покупать, а в начале продавать. Но если бы все было так просто…