Для начала — немного прямой речи.
Писатель, журналист, москвовед Лев Колодный: «Я поражен тем, что происходит и произошло на Арбате за последние годы. Я насчитал там свыше тридцати скупок серебра, золота, антиквариата, мини-отель с почасовой арендой номеров, три тату-салона и руины, пустые дома без крыш, куда страшно войти».
Поэт Вероника Долина: «Арбат — это особенное место, из московского глаза это место вышибает слезу. К нему тянутся любопытные, превращающиеся на ней в детей туристы со всего мира. Это частица какого ни на есть московского вольного духа».
Журналист, автор песен Татьяна Визбор: «Меня всегда интересовал вопрос, умирает ли авторская песня. Но она еще жива, еще лапками перебирает, и сейчас очень много молодых талантливых авторов. Многие из них начинали в бард-кафе на Арбате «Синий троллейбус». Молодняку ведь, как правило, негде выступать, а эта площадка была самая доступная. Практически человек мог прийти с улицы и спеть то, что у него наболело. Если уйдет эта площадка, то вопрос о смерти авторской песни встанет ребром».
Писатель Дина Рубина: «Я очень много путешествую. Я бываю в Праге, Мадриде. И я убеждена, что туризм и экономика, например, Праги сильно пострадали бы, если бы кто-то в муниципалитете решил бы зачистить от музыкантов и художников Карлов мост, чтобы, не дай Бог, не пострадали статуи. А художники — это такая древняя традиция, что даже странно говорить о том, чтобы от них что-то очищать. Очищать нужно от скуки, от пыли, от грязи, от мздоимства чиновников. А художникам просто надо дать свободу работать и свободно украшать собой древний и прекрасный город. Потому что любые городские власти знают, что чем больше туристов, тем лучше городская экономика».
Музыкантов с Арбата пытаются выгнать давно. Их обвиняли в организации несанкционированных митингов. И если тут доводы жителей о шуме и грохоте еще можно понять, то чем им помешали тихие художники? Считается, что их деятельность подпадет под статью о незаконной торговле.
Если копнуть поглубже, то выяснится, что во всем произошедшем виноваты вовсе не капризные жители Арбата. Вернее, не совсем они. Влюбленные в свою малую родину, принадлежащие к вымирающей нынче нации коренных москвичей, они искренне болеют за свою улицу, гордятся ею и хотят, что она предстала перед многочисленными туристами в образе культурного центра целой страны, а не базара с обезображенным кичем лицом. А именно таким, по их мнению, и является сейчас Арбат.
— Мы видели французские, немецкие, испанские путеводители по Москве. И знаете, что там написано? — горячатся, перебивая друг друга, активистки группы «За возражение Арбата». — Что Арбат — это криминальная улица! Что после 17.00 на ней очень опасно. Мы хотим вернуть нашей улице безопасность и сделать ее привлекательной для туристов. Чтобы музыканты не стояли с табличками «Дайте денег на выпивку» или мерзко играли на пиле. Пусть это будут профессионалы с разнообразным репертуаром, и пусть это будет в форме фестивалей. Мы хотим, чтобы художники тоже были профессионалами, которые будут работать по патенту стоимостью не более 20 тыс. в год. А то к лету сюда съезжаются со всего бывшего Союза кто ни попадя. Есть, конечно, и настоящие художники, но есть и те, кто работает за бутылку, спит в наших подъездах, гадит во дворах…
— У нас есть предложения от художников из разных городов России. Прекрасная идея устроить, например, неделю маринистов из Крыма, неделю художников из Башкирии, — говорит глава муниципального образования Арбат Евгений Бабенко. — А еще мы очень хотим вернуть на улицу книги — букинистов, магазины, обмен книгами… Хотелось бы восстановить разрушенную церковь Николы Явленного на пустыре между домами №14 и 16. К сожалению, мы не хозяева на своей улице. До недавнего времени решения по ней принимал Департамент культуры, а сейчас она — в ведении Департамента торговли.