Елизавета Туктамышева: что надоело чемпионке?
Кто из журналистов не любит тренера Алексея Николаевича Мишина? Нет, он бывает и трудным в разговоре, с ним надо ушки бдительности всегда держать на макушке (прошляпишь, полетит в тебя язвительное слово, всегда политкорректно и всегда чувствительно). Но — классный! В Стокгольме сказал журналистам: «В нынешнем сезоне Елизавета должна была просто продемонстрировать то, что она умеет. Она наконец-то сформировалась и может показать свой потенциал. Потрясающе способная к прыжкам девочка. И скромно замечу, что тренер, который может этому научить, у нее тоже хороший».
Все — правда.
Лиза выросла. В этом сезоне она сама уже сбилась со счета, сколько провела турниров. Ее выступление на чемпионате Европы, особенно произвольная программа, исполненная просто с шиком после роскошного же катания Елены Радионовой, — это восторг души и победа тела.
Не будем сейчас про высшую справедливость — потеря Лизой Олимпийских игр все равно останется потерей. Даже если сама спортсменка и объясняет: «Во всем ищу положительное, что-то воспринимаю поверхностно, это позволяет не зацикливаться на сложных ситуациях. Да и за пределами катка тоже есть жизнь». Конечно, жизнь есть, да еще какая, и ясно, что лед — лишь ее этап. Но пока все же жизнь Туктамышевой — это фигурное катание, иначе бы давно уже вильнула девушка в сторону от катка. Олимпийская заноза занозой и останется — но только с установкой «не зацикливаться» можно двигаться вперед.
«Думаю, основная заслуга успеха принадлежит Алексею Николаевичу, он может научить прыгать, по-моему, кого угодно. Каким бы талант ни был, если попадает в плохие руки, его можно загубить! Спасибо большое моему прекрасному тренеру. Он никогда не отказывался от меня и всегда в меня верил, как и хореограф Татьяна Прокофьева».
Если Алексей Николаевич, узнав про эти слова, уронил скупую мужскую слезу, даже сдобрив острым словом, это было правильно.
Туктамышева убедила всех: вернуться даже тогда, когда обстоятельства абсолютно против тебя, когда соперниц высочайшего класса — море, а еще и новые подрастают, можно. Талант с опущенными руками не живет, его пища для роста — работа.
Лиза все-таки собой еще недовольна. Говорит, надоело уже занимать вторые и все прочие места после короткой программы. И — то ли сама себя убеждает, то ли готовит общественность к тому, что будет прыгать скоро тройной аксель. Речь идет как раз о короткой программе. Потому что прыжок этот не сравним с другими тройными — нужны большие силы и более плотная группировка, чтобы выкрутить все обороты. И, как объясняет спортсменка, нужно, чтобы вестибулярный аппарат научился быстро переключаться после такой группировки. Специалисты уже посчитали: если сложнейший прыжок удается сделать даже с падением, это не сильно ударит по сумме баллов. Главное — «скрутить» все обороты. «Если все получится, получу весомый отрыв. И это позволит увереннее чувствовать себя в произвольной программе».
Елена Радионова: ничего себе шагнула!
Лена, после короткой программы лидирующая, но проигравшая чемпионке произвольную, сама скажет, что сделала все возможное. И признается: конечно, хотела занять первое место. Но в первый раз такой турнир выиграть сложно. Поэтому — что делать?
То, чему научилась Елизавета Туктамышева, проходя испытания карьеры, дано — по крайней мере сейчас так кажется — Лене характером.
«Абсолютно спокойно реагирую на разные ситуации. Значит, так и должно быть. Прочитала на днях интервью Сережи Воронова, он говорит, что для большего успеха надо сделать шаг назад. Так что все, что ни делается, к лучшему».
Единственная двукратная чемпионка мира среди юниоров взялась за взрослый лед. «Серебро» дебютного чемпионата Европы — это, конечно, не шаг назад. Только начало пути. Но уровень желаний, амбиций и возможностей всем понятен.
И еще — она просто очень трогательная.
«Я горжусь каждой из нас, горжусь нашей сборной. Где-то в глубине души мне обидно, что проиграла, но я не стану расстраиваться, а просто продолжу работать».
Анна Погорилая: надо договариваться
Бронзовый призер чемпионата России и на чемпионате Европы стала третьей. Аня в произвольной программе допустила помарки. И, конечно, себя корила. И корить еще будет — разбор полетов впереди. Потому что, как говорит ее тренер Анна Царева, надо делать его в спокойной обстановке.
«Понимаю, что могла выступить лучше, — разминка прошла практически идеально, но перед прокатом, видимо, я зажалась, — призналась Аня. — Все сделала, но могла бы и лучше. Хотя по сравнению с московским прокатом шведский был, можно сказать, «средней тяжести», домашние стены давят сильно. Мне было нестыдно проиграть таким сильным соперницам. Безумно рада, что завоевала медаль. Но то, что не все сложилось, немного давит. Появляется грустная нотка».
Погорилой в этом году не надо грустить. Да, в прошлом году казалось, что нервов у спортсменки нет, вернее, что они под абсолютным контролем. Но горизонты расширились, и нервной системе надо тоже перестроиться. Через опыт она ищет путь к «потайной дверце». «Я пока не понимаю, как себя нужно настраивать, чтобы кататься более уверенно, — говорит Анна. — И пока не знаю, умею ли я разговаривать с собой и договариваться».
Жизнь заставит. А Аня улыбнется после выступления. Потому что улыбается эта красавица на льду после проката только тогда, когда все удалось. С ее профессиональной точки зрения.
Штормовое предупреждение Стокгольма
Две медали в мужском одиночном катании на чемпионате Европы — Максим Ковтун и Сергей Воронов. Золотую забрал Хавьер Фернандес.
Испанец сам понимает (и не стесняется говорить об этом), что творит историю страны. «Это «золото», наверное, чуть дороже, чем предыдущее, все-таки оно уже третье. Я творю историю своей страны, в которой никто ничего подобного до меня не делал».
Наши фигуристы тоже творят. Пока — все же свои личные истории. Россию не только «призерством», но и чемпионством на главном европейском старте, конечно, не удивить. Но что лучше: медаль с оговорками, что сделано не все, как надо, или отсутствие медали? Не вопрос, конечно.
Максим Ковтун: нелогичное логично
Максима Ковтуна нужно поздравить — первая медаль чемпионата Европы есть! Дальше должно прорвать, потому что накопленный опыт из организма не вытравить, он будет работать только в плюс. И если следовать знаменитому высказыванию «запоминается последнее», выходить Ковтун на лед теперь должен с пьедестальными ощущениями.
Осадок после катания чемпиона России, конечно, все же остался. Хотелось чистой — вот не знаю, пора ли при «живом» Фернандесе замахиваться на слово «победа», не завышаем ли мы вновь собственные ожидания? — скажем так, хотелось чистого и красивого проката. То, что Ковтун боролся, не обсуждается. Обидно, что бороться пришлось с собой.
«В разные стороны штормило, надо было вытаскивать прыжки, — рассказал Максим после окончания соревнований. — Если вспоминать программу, то это был один из самых сложных стартов в моей жизни. Странный у нас вид спорта, не поддается логике. Если ты готов даже на сто процентов, все получается, то не факт, что хорошо откатаешь программу. И наоборот. Три раза я уже был на чемпионатах Европы и все три раза помирал. В первый раз понятно: не мог. Знал, что меня в 16 лет не пустят в тройку, да и про сложности, связанные с переходом из юниоров во взрослые, не надо забывать. Перед Олимпийскими играми очень хотел получить «золото» чемпионата Европы, мне казалось, это так звучит: хочу! Готов был потрясающе, все должен был откатать легко, а сорвал все что можно. Надеюсь, что в следующем году будет легче».
Согласиться с Максимом, конечно, можно, странноватый это вид спорта, фигурное катание, логике иногда не поддается. Зато поддается тренировке. И тренировке чувств, которые вдруг начинают мешать хорошо обученному телу, тоже.
■ ■ ■
Наверное, именно такого финала чемпионата Европы мы ожидали. Все российские пары — с медалями. Счастливы Юко с Сашей, расстроены неожиданностями произвольной программы Ксения с Федором, довольны, что все же справились с собой, Женя с Володей. Разные эмоции — настрой один: впереди чемпионат мира.
Юко Кавагути — Александр Смирнов: это восторг и понимание слов Москвиной прошлого года, когда травма Саши бездушным ластиком стерла все планы. «Все же хотелось бы, чтобы зритель увидел программу на следующий год».
Пять лет спустя после победы на чемпионате Европы они сделали это вновь! И, признаемся, мы делали это вместе с ними. Скажете — воздалось? Скажите.
«В прокате выложились на сто процентов, — говорит Саша. — Может быть, даже переборщили. Слишком агрессивно пошли и все вообще делали более мощно, на невероятных эмоциях. Эта победа очень много значит для нас, для Тамары Николаевны Москвиной, федерации, которая в нас верит. Это очень-очень важная медаль для нас».
Ксения Столбова и Федор Климов оказались на второй ступеньке пьедестала, в конце программы Климов упал. «Судя по прокату, у нас есть какой-то спад, — прокомментировал Федор. — Не могу ничего сказать, может быть, и не стоит себя сейчас так корить. А может, наоборот, стоит. Просто споткнулся об лед, и все».
Ну а Владимир Морозов прокомментировал их медаль с Евгенией Тарасовой так: «После неудачи в короткой программе настраивались на этот прокат. Довольны. Говорили, что будем кататься «на полную». Это означало, что нужно отключить мозг. Но нигде не зажимались и не старались на чем-то сэкономить. Так что неудача первого дня была просто случайностью или это был тот самый блин комом».