От смерти короля Саудовской Аравии ожидали многого. Именно Эр-Рияд и обрушил в прошлом году котировки черного золота более чем в два раза — со $115 до менее $50 за баррель.
У основных стран ОПЕК была задача — сохранить свою долю мирового нефтяного рынка. При высоких ценах потеснить картель могли бы США, в которых происходила «сланцевая революция». Чтобы не допустить нового мощного поставщика, саудиты искусственно поддерживали переизбыток сырья на международном рынке. Низкая себестоимость добычи, в отличие от производства сланцевой нефти в США, позволяла ОПЕК сохранять рентабельность.
Правда, Эр-Рияд воюет на два фронта: России удалось договориться с Китаем об увеличении поставок углеводородов. Так, в прошлом году экспорт только российской нефти увеличился в этом направлении на треть, а поставки Саудовской Аравии сократились с 19% до 16%.
Только нефть к смерти короля оказалась равнодушной. Главным образом потому, что ценовую политику Саудовской Аравии определяет министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуйами, который, несмотря на преклонный возраст (в этом году ему стукнет 80 лет), не собирается покидать свое кресло. Кроме того, Эр-Рияд поспешил заявить, что его отношение к нынешней ситуации на энергетическом рынке мира не изменится.
Впрочем, сейчас гораздо большее внимание международных инвесторов приковано не к Эр-Рияду, а к швейцарскому Давосу, где проходит Всемирный экономический форум. Там нефтяные прогнозисты разделились на два враждующих лагеря: одни предрекают дальнейшее понижение котировок до $20–25, другие — надеются на рост котировок. Среди таких — российский вице-премьер Аркадий Дворкович и, кстати, тот же министр Али аль-Нуйами.
Министр нефтяной промышленности Ирака Адель Абдель Мехди считает, что цены на черное золото достигли дна и зафиксируются в районе $45–50.
Глава Сбербанка Герман Греф и экс-министр финансов России Алексей Кудрин уверены, что цена будет держаться ближайшие несколько лет на уровне $60–70.
Ряд западных экспертов более оптимистичны. Рейтинговое агентство Moody’s утверждает, что к концу этого года стоимость барреля достигнет $80, а после 2018 года нефть будет стабильно котироваться выше $100.
Эксперты, опрошенные британским изданием Daily Telegraph в Давосе, считают, что цена на нефть может подняться даже до $200. Они полагают, что баланс между спросом в 2015 году и предложением нефти будет гораздо более уравновешенным и может привести к очередному витку нехватки черного золота.
И те и другие прогнозы объективно оправданы. Цены в $25 Саудовская Аравия перенесет — там накоплено $800 млрд резервов. Котировки на уровне в $45–80 и даже в $100 также вполне осуществимы. По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, падение произошло слишком быстро, поэтому стоит надеяться на оперативное повышение цен. Тем более что рыночные игроки зарабатывают гораздо больше на таком повышении.
Те, кто прогнозирует $200, также могут оказаться правы. Только в перспективе 10 лет. В добывающих энергоресурсы европейских странах — Великобритании, Нидерландах и Норвегии — к 2025 годам производство нефти и газа снизится. Внутренний дефицит Старого Света может быть усилен ростом экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В таком положении России необходимо рассчитывать свой бюджет, исходя из среднего прогнозного показателя — не более $70–80.