Радимир Нуреев: «Годы, проведенные за бильярдным столом, многое дают!»

Не так давно в Москве в СК «Олимпийский» с успехом прошёл Кубок Кремля — крупнейший турнир по бильярду, на котором выступало множество звёзд, в том числе и ученики старшего тренера отделения «бильярд» ГБУ СШОР «Москвич» Москомспорта  Радимира Нуреева, с которым пообщались наши корреспонденты.

Радимир Нуреев: «Годы, проведенные за бильярдным столом, многое дают!»

тестовый баннер под заглавное изображение

— Расскажите в целом о турнире на Кубок Кремля. Насколько он значимый?

— Это очень важный турнир в обеих дисциплинах: и в русском бильярде, и в пуле. Отмечу, что в русский бильярд играют в основном на постсоветском пространстве. В мире к нему спокойно относятся, зато у нас он очень популярен, так что в Москве были практически все звёзды. Насчёт пула, который как раз в мире весьма популярен, скажу, что, возможно, хотелось бы увидеть более представительный состав. Но всё же дорога в Россию, допустим, из южной и юго-восточной Азии, Америки — это довольно дорого… Но тем не менее приехал голландец Нильс Файен, действующий чемпион мира по «девятке», один из лучших европейских и мировых игроков. Приехали албанцы, поляки, белорусы.

И российские игроки здесь в пуле в полной мере были представлены. Я делегировал на этот турнир 9 своих спортсменов, которые представляют спортивную школу олимпийского резерва Москомспорта. Москомспорт сейчас очень здорово помогает игрокам. Могу сказать, что у меня почти не осталось «коммерческих учеников», работаю в основном с детьми, которые благодаря Москомспорту занимаются бесплатно. А это и была моя мечта — заниматься детьми. И я делаю то, что мне нравиться, это, наверное, мечта любого человека.

— Тогда поведайте про вашу школу: как там бильярд оказался?

— Я так понимаю, это был очень непростой процесс, но все-таки решили развивать бильярд. Сначала мы были в рамках ДЮCШ №29 “Хамовники”, а затем нас перевели в «Москвич» и, честно говоря, это очень здорово. Во-первых, это хорошая школа с хорошими традициями, с хорошей базой. Это касается не только бильярда, а всех видов спорта. С хорошими результатами в разных дисциплинах. У нас есть и олимпийские чемпионы, в частности, в фигурном катании. Отличный, я думаю, даже лучший в Москве бильярдный зал — СБЗ «Москвич». У нас там находится 11 пуловских, 11 русских и 2 снукерных стола.

— Где это находится?

— В районе станции метро «Текстильщики», в здании ледового дворца «Москвич». Там раньше была бильярдная. На самом деле было очень неприятное место. И публика — соответствующая собиралась. Совершенно все изменилось: много воздуха, много места. Любая бильярдная это прежде всего коммерческое заведение, аренда дорогая, расстояние между столами минимальное. Столы ставятся близко друг к другу насколько это возможно. И спортивные критерии не учитываются. Для того, чтобы выполнять удары «с борта», приходится садиться на другой стол. Здесь ситуация другая. Столы стоят на нормальном расстоянии.

Учитывая, что некоторые выезды также оплачивают Московская Конфедерация бильярдного спорта и Федерация бильярдного спорта России, ребята, которые показывают результаты, могут ездить на разные турниры, что позволяет им еще больше повышать уровень игры.

Вообще то, что происходит сейчас с нашим видом спорта, с бильярдом, с пулом, мне очень нравится. Это здорово, в последнее время мы получили возможность набирать детей в группы бесплатно. И вести их, отбирать лучших, тренировать. Даже если ребенок не показывает каких-то выдающихся результатов, он все равно учиться здесь дисциплине и всем моментам, которые дает спорт и проводит время не на улице, а в секции.

— Какие есть возрастные ограничения?

— У нас с этого года убрали возрастные ограничения для спортсменов. Новичков великовозрастных я не беру, но спортсмены, которые вступают во взрослый возраст, преодолевают 18-летний рубеж, они остаются в школе, то есть им так же помогают, их так же финансируют. Это здорово, потому что спорт-то в 18 лет не заканчивается.

— Какая ситуация с молодыми талантливыми ребятами сейчас? Охотно ли идут в бильярд или надо убеждать, может быть, переманивать из других видов спорта? И что самое сложное именно в работе детского тренера?

— В последние годы я уже не набираю официально группы начальной подготовки. Но, тем не менее, я постоянно делаю какой-то дополнительный набор ребят. Потому что мне нужны дети на будущее, на перспективу, которые сейчас приходят и в лучшем случае лет через 5-6 покажут результат. Лучшие результаты показывают те ребята, которые занимались какими-то видами спорта. Без разницы какими. Они более дисциплинированы, они лучше владеют своим телом, координированы. Но чтобы я переманивал из других видов спорта, такого нет.

Научить забивать шары достаточно просто. Первый сложный момент — это научить ребенка-спортсмена думать. С этой ситуации происходит переключение. Именно когда человек, ребенок перестает забивать шары просто ради «забития» и начинает играть: понимает игру, процесс, зачем это нужно и для чего это происходит — начинается спорт. Это первый сложный момент. Скажем так, у меня есть достаточное количество ребят, которые обладая очень неплохой «кладкой», так и не научились играть, потому что думать «лениво». Надо думать играя, когда, забивая один шар, нам нужно переходить на второй, таким образом, чтобы создать ситуацию уже на третий удар. То есть ты думаешь на несколько ходов вперед. И при этом тебе нужно забивая, делать правильные выходы на два шага вперед. Нужно научиться это делать. Потом это происходит на уровне привычки, ощущений, но первое время нужно очень много работать.

Человек, научившись играть, показывая первые результаты на турнирах, начинает ощущать себя звездой бильярда. И это очень, очень мешает. Но, думаю, это происходит в любом виде спорта. И этот момент очень важно правильно пережить, потому что опять-таки возникали ситуации, когда человек и оставался на этом уровне. Расти переставал, а поезд же идет вперед. Ну и третий момент — это когда мальчики, девочки взрослеют, где-то 16, 17, 18 лет, уже не переходный возраст, а именно переходный момент, когда нужно понять для себя, чем дальше заниматься в жизни. И кто-то уходит из спорта, получать высшее образование. То есть это подготовка к ВУЗу, к первому курсу. Но это жизнь. Думаю, это тоже происходит в любом виде спорта. Кто-то остается, кто-то уходит. Тем не менее, я считаю, годы, проведенные за бильярдным столом, многое дают: это очень хороший круг общения, у нас образовался круг бильярдных спортсменов. У нас занимаются очень хорошие ребята. Если бы мне об этом сказали лет 15 назад, я бы, наверное, даже и не поверил. Бильярд был достаточно своеобразным видом деятельности, трудно было назвать его спортом, а сейчас вот впрямь очень хорошие ребята.

И многие дети, попадая в этот круг, меняются в лучшую сторону, потому что у нас очень теплая атмосфера. Конечно, случается разное, но в целом с этим у нас все здорово. Несмотря на ту конкуренцию, которая естественно есть между спортсменами.

— Какие перспективы есть у детей в этом виде спорта?

— Если играл за сборную Москвы и тем более России на юношеских чемпионатах, если уже человек выходит на этот уровень — это его профессия, ремесло.

— Сколько часов в день занимает бильярд? У юных ребят и тех, кто постарше?

— Начинающие у меня занимаются порядка 1 часа 15 минут — 1 часа 30 минут 3 раза в неделю. По нормативам, я должен брать начинающих с 8 лет. В первую очередь смотрю на ребенка, но и на его родителей тоже. Они тоже должны быть со своеобразной «сумасшедшинкой». Взрослые спортсмены занимаются порядка 3 и более часов уже 5 раз в неделю. Перед важными соревнованиями, такими как первенство Европы, Москвы, России, мы проводим сборы. Тогда у нас идет погружение, иногда это неделя, иногда больше или меньше. Это тренировки по 8 и более часов в день.

Это комплексная нагрузка. Физически мы не «утомляемся». Но, тем не менее, нам нужно постоянно уметь держать концентрацию. Постоянно это делать невозможно, мы должны научиться построить свой темпо-ритм. Как бы это сказать… на подходе к каждому удару уметь концентрироваться на короткий промежуток времени и затем расслабляться. Это что касается вот таких микроциклов. И макроциклы — это учиться опять-таки собираться на матчи, выкладываться, какое-то время между матчами отдыхать и так далее. Если спортсмен не научился этого делать, каким бы потенциалом он не обладал, он все равно не будет играть хорошо, потому что он просто физически не сможет держать концентрацию длительное время.

— Какими чертами характера должен обладать тренер?

— Для любого тренера, для любого преподавателя нужна одна черта, одно качество — это терпение. Это самое главное. Все остальное — умение донести материал, увидеть перспективу в конкретном ребенке, но это уже как дополнение, без терпения ничего не получится.

— Много спортсменов, которые на профессиональном уровне играют в России?

— Понимаете, профессиональный спортсмен это тот, который зарабатывает себе этим деньги на жизнь. Их, я думаю, единицы. Это Руслан Чинахов, Константин Степанов, моя ученица Анна Мажирина. Это среди взрослых.

К сожалению, пул не настолько популярен в России, насколько популярен русский бильярд. Ну все-таки «пирамида» — это национальный вид спорта, он более развит, у них большее количество бильярдных столов. Скажем так, количество русских бильярдных столов прямо пропорционально удалению от Садового кольца, то есть в Москве достаточно много пула. Чем дальше, тем меньше и меньше.

Бытует мнение, что пул очень простая игра, потому что тут маленькие шарики, широкие лузы, но опять-таки это мнение среди обывателей, людей, которые не связаны с бильярдом. Спросите любого чемпиона по русскому бильярду, насколько сложен пул, он скажет, что это очень сложная игра. Алан Тригг, бывший профессиональный игрок в снукер, и один из лучших тренеров по снукеру в Европе, на мой вопрос, какая играя на бильярде самая сложная, ответил — пул. Потому что он требует максимальной концентрации во время всего процесса. И очень показательный пример — один титулованный игрок в русский бильярд решил поиграть на этом турнире в пул. Я ему давал свои кии, и он из трех матчей выиграл только один. У девушки!

— А если наоборот?

— Ну, бывший игрок в пул Евгений Новосад из Украины сейчас действующий чемпион мира по русскому бильярду. Русский бильярд тоже очень интересен. Если я приду с друзьями в бильярдную, то скажу: пойдемте в русский бильярд играть! Почему не в пул? Понимаете, в пул более сильному с менее сильным играть не очень интересно. В русском же, играя даже с чемпионом мира, сделав ошибку, ты еще будешь иметь подход к столу. А в пуле одна ошибка и ты можешь просидеть несколько партий.

Мне очень нравится и русский бильярд, и снукер, и карамболь. Все виды бильярда по-своему очень интересны. Очень занимательны.

— Как можно объяснить большую популярность русского бильярда именно у нас в постсоветском пространстве, что уже в названии его подчеркивается? И популярность пула в Америке или в Азии? Это какая-то особенность темперамента? Национального менталитета, традиции?

— У нас с середины 19 века были большие столы с узкими лузами и поколениями люди играли в них. И когда в начале 90-х появились маленькие столики с широкими лузами все сказали: «Да что это за ерунда? Мы привыкли забивать… нам же нужно чтобы каждый шар заходил «с трудом». Тут забивается просто — это бильярд для детей и женщин!»

Но когда европейцы и американцы видят русский бильярд, они говорят, «что это за ужас такой». Это просто разные виды бильярда, разный подход. Те же американцы, в большинстве своем, не относятся к пулу как к спорту. Для них это досуг, это развлечение.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру