Бурить по-русски

Компания ExxonMobil покинула проекты крупнейшего российского нефтехолдинга

ExxonMobil официально подтвердила, что покидает девять из десяти проектов, в которых она участвовала совместно с «Роснефтью». Теперь компании Игоря Сечина придется самостоятельно разрабатывать нефтегазовые месторождения, расположенные на шельфе Карского и Черного морей. По словам Сечина, ExxonMobil всегда может вернуться в покинутые проекты. Тем не менее «Роснефти» придется искать нового партнера, ведь собственными технологиями, необходимыми для освоения месторождений на море, она не обладает.

Компания ExxonMobil покинула проекты крупнейшего российского нефтехолдинга

Власти США отказали компании ExxonMobil в сотрудничестве с государственной «Роснефтью», которое касается добывающих проектов на российском шельфе Северного Ледовитого океана, а также в акватории Черного моря. Совместно с американскими партнерами российские нефтяники собирались, в частности, осваивать крупное месторождение «Победа» в Карском море, ресурсная база которого составляет около 338 млрд кубометров газа и более 100 млн тонн нефти.

Единственным проектом, в котором останется ExxonMobil, является «Сахалин-1» в Охотском море. Ресурсы этих месторождений американцы совместно с «Роснефтью» разрабатывают с середины 1990-х годов. «Сахалин-1» является одним из крупнейших проектов с прямыми иностранными инвестициями в России.

ExxonMobil — не первая американская корпорация, которая вынуждена порвать отношения с Россией в нефтегазовой отрасли. В мае сервисная фирма Halliburton заморозила соглашения с компанией «Газпром бурение», поскольку она принадлежит попавшему под санкции Аркадию Ротенбергу. Запрет касался любого бизнеса, в том числе продажи товаров и оказания услуг.

Позже персональные ограничения переросли в секторальные. Сначала США, а затем и Евросоюз заявили об эмбарго на поставку в нашу страну нефтегазового оборудования. Месторождений, которые находятся на континенте и разрабатываются традиционным способом, это не касается — замену западным технологиям можно найти на азиатском рынке. Однако в добыче углеводородов на море американцам и европейцам (в основном Норвегии, которая присоединилась к санкциям ЕС против России) нет равных.

Как заявил Игорь Сечин, пока «Роснефть» не будет вносить изменения в структуру собственности совместного с ExxonMobil предприятия. Американцы «всегда смогут вернуться в проект, как только это разрешат регулирующие органы США».

Тем не менее в ближайшее время «Роснефти» придется искать нового партнера для освоения шельфовых месторождений. Этого срочно требует сырьевая отрасль нашей страны. Континентальные месторождения России постепенно истощаются. Их обещают заменить запасы, расположенные на шельфе, — в Карском, Охотском и Баренцевом морях. Без поддержки Запада в этом случае нам не обойтись. По мнению исполнительного директора кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Николая Грачева, из-за этого за несколько лет суммарная добыча «черного золота» в России упадет на 5–10%.

Вслед за ExxonMobil с российского рынка могут уйти и другие западные нефтегазовые холдинги — британская ВР (ей принадлежит 20% акций «Роснефти»), голландско-британская Shell, у которой ряд совместных с «Газпромом» проектов на Дальнем Востоке, и французская Total, у которой производство сжиженного газа на Ямале.

Впрочем, далеко не все западные энергетические корпорации готовы распрощаться с Россией. Как на днях заявил главный исполнительный директор международного бизнеса General Electric Джон Райс, его компания, несмотря на введенные США санкции в отношении России, продолжит работу на Сахалине. Там она работает с «Газпромом» и с «Роснефтью» по проектам модернизации сахалинской энергетики, в частности по строительству четвертого и пятого энергоблоков Южно-Сахалинской ТЭЦ-1.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру