Как бывший военный, Михаил Бабич четко следует намеченной цели. По оценке наших источников, он человек «очень жесткий, но очень эффективный, который, получив любую, самую провальную задачу, умудряется не просто получить заданный результат, но и сделать это с минимальными для начальства потерями». Его политическая карьера — пример такого волевого решения задач. Хотя сам Бабич при этом зачастую становился жертвой нападок.
Путь госслужащего Бабич начал в 1999 году с должности заместителя директора ГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка», где занимался распределением гуманитарной помощи. Все средства от ее реализации пошли в бюджет, несмотря на то что этого очень не хотели некоторые высокопоставленные сотрудники МВД из окружения тогдашнего министра Рушайло. В правительстве Московской области Бабич с 2000 года был заместителем губернатора Бориса Громова по финансово-экономическим вопросам и добивался увеличения доходов регионального бюджета. Бабич отбивал у местных кланов областное имущество, прекратил незаконный оборот леса и земельных участков, а все ресурсы перевел под контроль регионального правительства, в связи с чем нажил себе немало врагов как среди местных предпринимателей, так и чиновников. Против него было инициировано возбуждение уголовного дела, Бабича и членов его семьи шантажировали, убеждая заместителя губернатора оставить работу, и он даже был уволен. В результате инициированной Генеральным прокурором проверки дело было закрыто за отсутствием состава преступления, а Бабич через суд восстановился в должности, но практически сразу после этого ушел по собственному желанию.
В Ивановской области на посту первого заместителя главы администрации по финансовым вопросам (назначен в 2001 году) Бабич отвечал за эффективность расходования бюджетных средств. Региональному руководству под его контролем удалось привлечь в область крупных инвесторов, предварительно очистив местную власть от криминала.
Уже тогда Михаила Бабича — жесткого, но эффективного госслужащего — отличала неизменная приверженность своей принципиальной позиции и следование букве закона, что часто являлось поводом для серьезных конфликтов с региональными элитами, которые лоббировали свои частные интересы. Бабич неоднократно подвергался разного рода давлению, в том числе силовому, но своим принципам никогда не изменял. Так было и в Чечне, премьером которой Бабич был назначен в 2002 году. Бабич проработал главой республиканского правительства менее года, но даже за такой короткий срок сумел установить прозрачную систему расходования поступающих из Москвы миллиардных бюджетных траншей. Причиной увольнения стала его принципиальность — он демонстративно уволился после того, как республиканский министр финансов был назначен вопреки его мнению.
После Чечни, в 2003 году, Михаил Бабич избирается депутатом Государственной думы и сохраняет мандат два следующих созыва, вплоть до недавнего назначения полпредом в ПФО. На ниве законотворчества он смог достичь приличных результатов (соавтор более полусотни законопроектов), по отзывам его коллег, активно участвовал в думской работе, возглавлял несколько «военных» рабочих групп и межведомственных комиссий.
Но и региональные проблемы в последние годы Михаил Бабич не оставлял своим вниманием. Именно он, в силу своего умения урегулировать любые кризисные ситуации, был выбран руководством «Единой России» в качестве создателя института общественных приемных Путина в регионах. Эта структура появилась в 2008 году и очень быстро стала серьезным раздражителем для нечистых на руку региональных элит и разжиревших единороссовских бюрократов. Четко работающая сеть общественных приемных премьер-министра, сконструированная Бабичем вместе с Вячеславом Володиным, установила за ними неусыпный надзор, а все сведения, собираемые в процессе этой фактически секретной миссии, передаются лично Владимиру Путину. Очевидно, что такая чистка авгиевых конюшен далеко не всем по душе, особенно в регионах.
В этом году общественные приемные Путина стали региональными координационными советами Объединенного народного фронта, и это говорит о том, что Михаил Бабич оправдал полученный от государства кредит доверия. Да и появление Михаила Бабича на посту полпреда объяснимо и предсказуемо. Это означает, что нерезультативность региональной власти волнует Кремль, и надзорные функции полпредов будут усилены.
Татьяна Морозова
Ситуацию с назначением Михаила Бабича на новую должность «МК» комментируют:
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»
— Налицо тенденция продвижения на посты полпредов людей, имеющих мощную федеральную поддержку. Важно учитывать, что у Бабича есть опыт жесткого оппонирования региональным властям — и при этом благодаря опыту работы в Ивановской и Рязанской областях он неплохо представляет себе механизм работы региональных администраций. В пользу Бабича оказался и опыт создания общественных приемных премьера, которые стали летом региональной инфраструктурой Общероссийского народного фронта.
Игорь Бунин, гендиректор Центра политических технологий
— Михаил Бабич — человек с разнообразным жизненным опытом. Офицер, имеющий боевые награды, затем работал в бизнесе, на государственной службе и, наконец, пришел в политику. В последнее время Бабич занимался курированием сети общественных приемных Владимира Путина и активно участвовал в организации Общероссийского народного фронта, где занимался регионалистикой (таким образом, он хорошо знает региональную специфику). Судя по всему, именно деятельностью на этих должностях он и привлек к себе внимание действующего премьера и главного кандидата на пост президента.