— Николай Владимирович, верно ли, что сегодня россияне чаще выезжают за границу, чем путешествуют по стране?
— Это не так. Сейчас за границу выезжает порядка 12 миллионов человек в год, а по стране путешествуют больше 40 миллионов. Внутренний (внутри России) туризм развивается, но этого все равно мало. Минимальный показатель, к которому нужно стремиться, — 140 миллионов (ровно столько у нас жителей и в среднем каждый должен покидать пределы родного края хотя бы раз в год).
— Но если говорить об отпусках, очевидно, что между отечественными и зарубежными курортами абсолютное большинство делает выбор не в пользу первых.
— Потому что в России в принципе нет пляжного туризма. Такова география, и с этим надо смириться. И Краснодарский край никогда не сравнится с Турцией. Я не отношусь к числу скептиков, критикующих проект в Сочи, но это точно не пляжная история.
Нам нужно развивать то, что нам подходит и что действительно точно получится.
Я лично не раз ругался с подмосковными властями — почему они не могут организовать нормальный отдых выходного дня у себя в районах для москвичей? Того, что сейчас есть, мало, и из-за этого оно дорого и некачественно. Как только появится больше предложений, все будет на совершено другом уровне. Это не значит, что власти сами должны строить гостиницы на берегах рек, охотничьи домики и т.д. Но они должны найти инвесторов, убедить, вдохновить. Я недавно разговаривал с директором очень крупной сети супермаркетов на эту тему, и он сказал, что готов обеспечить информационную поддержку. К примеру, в каждом магазине будет по промоутеру, который станет рассказывать покупателям что-то вроде: «А в Троицке теперь можно изумительно провести выходные». Так почему все это не делается? Почему никому не нужно?
— Так дайте «установку сверху» региональным властям.
— Мы не можем давить. Но будем активно убеждать.
* * *
— Возвращаясь к тем видам отдыха, которые надо развивать в России, — речные круизы. Это наше национальное, традиционное.
— Это после «Булгарии»-то?
— На самом деле теплоходы все равно один из самых безопасных видов транспорта. А главное, это ни с чем не сравнимый отдых. Сегодня почти 1 миллион россиян путешествуют по рекам. И их число будет постоянно расти. Но теплоходов катастрофически не хватает. Круизы заказывают за 8–10 месяцев (такие очереди). И все теплоходы старые — 70-х и 80-х годов постройки. Приобретать новые сегодня никто не решается, поскольку это очень дорого. Так что единственный выход — это лизинг.
— Многие мои друзья думают, что если они поедут в речной круиз на старом теплоходе, то попадут в ад.
— Без душа и прочих удобств? Без нормального сервиса и приличной еды? Да, такое заблуждение существует. Но те, кто один раз сплавал, обязательно возвращаются. И в какой-то дополнительной раскрутке, в том числе со стороны Минкультуры (к примеру, снятие фильмов о речных круизах), этот вид отдыха точно не нуждается.
* * *
— Неделя отдыха в Сочи обходится дороже, чем две в Испании. С этим что-то власти планируют делать?
— Влиять на цены мы не можем, это ведь бизнес. Но если будет много гостиниц, много санаториев, то возникнет конкуренция, и стоимость путевок будет снижаться автоматически. Это закон.
— Большинство россиян мечтают побывать на Камчатке и Алтае. Но один только перелет туда стоит почти как кругосветное путешествие. Разве это нормально? Разве нельзя сделать для граждан льготные турпоездки (скажем, билеты по 5 тысяч рублей) в такие места?
— Эта идея активно обсуждается. Но много вопросов и сложностей. Вам сразу скажут — а почему именно Камчатка, а не Тыва или не Сахалин? Почему не Башкирия? Мест с красивой первозданной природой у нас ведь много. В выборе конкретного маршрута, который субсидируется государством, увидят коррупцию. Так что лучше, если это будет исходить из самого региона. Вот уже есть программа в Приволжском федеральном округе, где субъект финансирует 25% стоимости авиабилета, еще 25% — Росавиация, и оставшиеся 50% платит уже сам пассажир.
Но в этом округе города-миллионники, так что там проще. Многим регионам такие программы, возможно, пока не потянуть. С другой стороны, нужно создать моду на какие-то маршруты для российских туристов внутри страны. И это тоже дело самих регионов, которые должны «раскрутить» себя, чтобы всем хотелось побывать там хотя бы раз в жизни.
— Как еще собираетесь завлекать россиян в путешествия по стране?
— Есть один очень интересный проект, который был представлен на «Форсайт-флоте» (мероприятие, во время которого на борту теплохода собираются ученые, чиновники и предприниматели, чтобы разработать стратегию будущего развития страны. — Авт.). Речь идет о диагностических браслетах, которые измеряют пульс, давление, температуру. Они также связаны с системой навигации, и это позволяет фиксировать, что испытывал человек, находясь в конкретной точке. Скажем, вот он в музее, пульс такой-то, а вот он стоит на мосту, сердцебиение уже другое и т.д. Это позволит вычислить виды отдыха, которые человеку особенно полезны и, наоборот, противопоказаны. Люди, склонные к экстремальному отдыху, получат список зон, где им следует побывать.
— А что делать с туристическим сервисом? Улучшится ли он в нашей стране в ближайшее время?
— Однозначно. Уже разработаны новые стандарты на гостиницы. Теперь сложнее будет получить статус трех-, четырех- и пятизвездочного отеля. Есть проект новых требований к туруслугам.
* * *
— Николай Владимирович, число заграничных поездок россиян значительно выросло?
— 60% россиян не имеют загранпаспорта. И я сомневаюсь, что он появится у всех жителей страны раньше чем через 10 лет. Мы сделали большой рывок в плане развития туризма за последние годы, но миллионы людей на сегодняшний день нигде не были дальше своей области.
— И при этом россияне оставляют на курортах больше денег, чем многие европейцы?
— А вот это правда. Мы на пятом месте после граждан США, Китая, Германии и Англии. Причем англичан мы вот-вот обойдем, потому как мы любим тратить деньги куда больше, чем они. Всего российские туристы оставляют за рубежом более 1 триллиона рублей в год. И мы держим эту планку с 2011-го. В среднем 80% россиян готовы заплатить за двухнедельную путевку 1 тысячу евро. Плюс люди стремятся совместить отдых с шопингом (потому копят деньги на поездку целый год), так что уже непосредственно за рубежом тратят примерно еще столько же.
— Турция по-прежнему в числе лидеров?
— Это главная страна для пляжного туризма. Но с ней уже жестко конкурируют Испания, Таиланд и Греция. Сдал позиции в этом году Египет. Зато набирает популярность Вьетнам. Кстати, вполне заслуженно — здесь одни из лучших пляжей в мире. Что касается так называемого событийного туризма, тут в лидерах Италия и Франция.
— Много моих друзей в этом году отправились в Прибалтику. Это что — новый тренд?
— Так и есть. И тому сразу три причины. Первая — экономический кризис заметно снизил цены в Литве, Латвии и Эстонии. В каком-нибудь хорошем баре в Риге вы сегодня можете купить бутылку вина всего за 8 евро. Во-вторых, эти страны географически очень близки нам, и перелет дешевый. В-третьих, здесь русскоговорящее население. Прошли времена истерии по поводу вытеснения русского языка из Прибалтики. Если в магазине каждый второй покупатель русский, то волей-неволей население начинает учить язык. Опять-таки приведу в пример Ригу: в аэропорту надписи на трех языках — латышском, английском и русском.
— Но ведь долгое время русские не ездили сюда именно из-за пренебрежительно-высокомерного отношения местного населения к ним.
— Все в прошлом. Теперь они куда чаще улыбаются русским, поверьте. И не только потому, что те привозят к ним живые деньги. Новое поколение прибалтов совершенно по-другому относится к России в целом.
— А как власти собираются привлекать иностранных туристов?
— На самом деле и без специальных мер мы ожидаем увеличение потока иностранцев. В первую очередь за счет индийцев. Они очень любят русских, Россию, и то, что они мало посещали нас до сих пор, связано было исключительно с их низким уровнем жизни. Сегодня ситуация стала меняться. У индийцев появилось больше возможностей для путешествий, и первая страна, в которую многие поедут, будет именно наша. Во-вторых, ожидаем наплыв туристов из Бразилии, Аргентины и Мексики. Причем все по той же причине.
Но есть другая проблема — сегодня заморские туристы по большому счету знают только Москву, Санкт-Петербург и Сочи. Вся остальная территория России для них как темное пятно. И нужно развивать туристические маршруты для иностранцев по всей стране.
— Многих иностранцев отпугивает не только слишком навязчивый сервис, но и безумные цены на сувениры, которые продаются по существующим ныне маршрутам. Нельзя ли установить предельный уровень их стоимости?
— Тогда будет государственная монополия, а это неправильно. Есть другой вариант — мы станем стимулировать развитие этого вида бизнеса (поддержка ремесленников и т.д.), и тогда цена снизится за счет того, что будет конкуренция. Про мафию на рынке сувениров лично я не слышал, так что, надеюсь, ее нет.