— По какой причине сложилась подобная ситуация с российскими туристами?
— Компания «Алма Тур» задолжала более 25 миллионов долларов. А мы не могли нарушить режим работы. В соответствии с законом мы имели право после рассмотрения коммерческой загрузки на определенные даты и глубины продаж и бронирования предпринять «оптимизацию», то есть часть рейсов отменить. Это практика, которая существует во всех авиакомпаниях. Иначе дальнейшая работа с Алма Тур привела бы к нарушению графика выполнения полетов не только в России, но и по всем маршрутам.
Тем не менее, нас почему-то сделали крайними, да еще назвали вымогателями! У нас был шок.
Все туристы, которые были вынуждены оставаться в аэропортах Варна и Бургас, оказались клиентами российского юридического лица «Алма Тур СПб», причем после проверки в авиационной резервационной системе и проверки соответственно выданных электронных билетов все они были с билетами только в одну сторону — на Варну или на Бургас, без забронированного либо выданного перевозочного документа обратно. Практически эти люди не имели на руках никаких билетов на поездку обратно и отсутствовали в базе данных регистрации обоих аэропортов, хотя, вероятно, они и заплатили своему туроператору в Санкт-Петербурге полную стоимость поездки туда и обратно.
Вне зависимости от всех предпринятых мер по возвращению российских туристов хотим подчеркнуть, что наша авиакомпания является коммерческой организацией, и основная ее цель — выполнять обязательства перед всеми своими клиентами.
— То есть фактически другие фирмы заплатили за «Алма Тур»? И те, кто отсутствовал в «списках», быстро сориентировался и купил своим клиентам билеты обратно?
— Можно сказать и так. Но мы имели на это полное право и ничем не нарушили соглашение. С целью своевременного вывоза людей, которые в связи с отсутствием билетов остались в Болгарии, авиакомпания предоставила специальную цену на авиаперелет в одну сторону на все свои регулярные рейсы до Москвы и Санкт-Петербурга как дополнительную меру для ускорения возврата российских туристов. Более того, понимая, что у людей нет денег и российский страховой полис не действует в данной ситуации (он начинает действовать после возврата на родину и представления документов о произведенных затратах в Болгарии), данная мера была направлена именно для максимально ускоренного решения проблемы.
Почему-то СМИ возложили всю ответственность за возникшую ситуацию на «Болгария Эйр». Но мы ответственно заявляем, что всегда выполняли свои обязательства по всем своим коммерческим договорам, в том числе с компанией «Алма Тур». Более того, с целью выполнения своих обязательств до конца авиакомпания прибегала к неоднократным компромиссам, что доказывают направленные в адрес туристической компании уведомления в июле и августе 2011 года. К сожалению, в связи с многократным невыполнением обязательств со стороны группы компаний «Алма Тур», авиакомпания была вынуждена прекратить выполнение ее программы в Болгарии, а это коснулось клиентов «Алма Тур» в России.
— Почему вы сразу не приняли меры, не прокомментировали ситуацию? Чем было вызвано ваше молчание?
— Мы сразу приняли меры, но СМИ об этом почему-то не говорили. 10 сентября по распоряжению премьер-министра Болгарии часть туристов была вывезена правительственным самолетом за счет болгарской стороны. Это были туристы с маленькими детьми.
Кроме того, после проведения консультации с болгарскими авиационными властями были предприняты дополнительные шаги для скорейшего вывоза россиян, в результате чего 14 и 23 сентября были организованы внеплановые рейсы «Болгария Эйр». На рейс 14 сентября 2011 г. по маршруту Варна — Санкт-Петербург регистрацию прошли всего 84 человека, а на рейсе 23 сентября улетело 180 туристов. Убытки в результате выполнения рейсов полностью покрываются болгарской авиакомпанией в связи с отсутствием механизма (в том числе страхового полиса), который можно было задействовать в подобной ситуации.
К тому же на встрече, которая состоялась 17 сентября между представителями Министерства транспорта Республики Болгария, Министерства экономики, энергетики и туризма, посольства Российской Федерации и компании «Алма Тур», мы официально приняли на себя обязательство в случае предоставления списка пассажиров с билетами до Санкт-Петербурга в течение двух часов в тот же самый день организовать спецрейс на самолете «Аэробус А-320» (180 кресел) или «Боинг 737» (148 кресел). Независимо от того, что на встрече велся протокол, информация относительно российских туристов в «Болгария Эйр» так и не поступила. По нашим данным, на рейс, который выполнила авиакомпания «Россия» в тот же день (17.09) и на который явились всего 128 пассажиров, только 65 из них имели прямое отношение к создавшейся ситуации с невывезенными отдыхающими.
— В этой истории пострадали ведь не только российские туристы?
— Да, были еще туристы из Финляндии, но у них четкое взаимодействие между туроператорами и страховой. Так что отпускников вывезли меньше, чем за сутки.
— Кто-то из российских туроператоров поддержал вас в этой ситуации?
— Да, те компании, которые с нами давно на рынке, отреагировали очень хорошо. Дело в том, что юридически мы не отвечаем за доставку пассажиров обратно без наличия авиабилетов. Это дело туроператоров, если поездка организованная, а не индивидуальная. Но так как раньше подобных ситуаций не возникало, мы не знали, что предпринять. Когда наши юристы почитали закон, мы увидели, что нет схемы, по которой можно действовать в данном случае. Поэтому мы и вынуждены были призвать туроператоров на помощь.
— В этой истории ваш имидж пострадал, как войдете в новый сезон? Собираетесь ли привлекать пассажиров новыми предложениями? Может, введете бесплатную перевозку лыж?
— Хорошая идея, мы подумаем над этим. В соответствии с соглашением между нашими странами «Болгария Эйр» планирует в сезоне зима 2011/12 продолжить выполнение регулярных рейсов между Болгарией и РФ. Что касается скидок, мы, конечно, рассмотрим этот вариант.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Представитель Минтранса
— Мы давно готовим документ, регламентирующий допуск авиакомпаний к выполнению международных полетов, — говорит сотрудница отдела общественных связей. — Для старых чартерных программ сохраняется условие их согласования с назначенными перевозчиками. А вот чтобы заявиться на новом регулярном маршруте, перевозчик не должен иметь долгов перед государством, топливными комплексами и за аэронавигационные услуги. Но главное — авиакомпания не должна за сезон допустить более 7% задержек рейсов на два часа и дольше.
— Но многие считают, что избежать задержек нереально. Что касается финансовых критериев, то им не соответствуют, если верить той же Росавиации, более 20 компаний.
— Избежать задержек можно, смотря какая причина. Одно дело — нелетная погода, другое — вина самого перевозчика. Каждый случай будем рассматривать отдельно. Мы постепенно приходим к международным нормам. Заседание пройдет в первых числах октября, там будут и представители авиакомпаний. Думаю, мы найдем консенсус.
— На днях стало известно, что авиакомпании «Кавминводы» запретили полеты. Кто вывезет ее туристов из других стран, той же Болгарии?
— Запрет на полеты «Кавминводам» вызван со слиянием двух компаний, так что туристы не пострадают, их вывезут домой другими рейсами, у нас уже есть договоренность с «Аэрофлотом».
Владимир КАНТОРОВИЧ
(первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР)
— Некоторые эксперты считают, что контроль за соблюдением графика вылетов невозможен, да и Росавиация не будет разбираться в причинах, а значит, нас ждет сокращение числа перевозчиков, монополия и, как следствие, — рост цен на билеты.
— Документ и сама инициатива очень хорошие. Лучше поздно, чем никогда. Я против задержек рейсов. Да и не должны летать авиакомпании с долгами.
В принципе хорошо, когда российских туристов возят российские же авиакомпании. Контролировать задержки рейсов довольно легко и выяснить их причину — тоже. Но не стоит выплескивать вместе с водой ребенка и идти по принципу «хотели как лучше». У нас так много иностранных авиакомпаний на рынке потому, что не хватает своих самолетов. В России новые самолеты не делают, приходится покупать их за рубежом. А это дорого, ведь пошлины на них огромные. Конечно, авиакомпании берут кредиты, залезают в долги. И туристы от этого тоже страдают, ведь чем дороже самолет, тем дороже билет на него.
Вот если бы авиавласти отменили пошлины лет на
Для того чтобы документ принес только пользу, нужно согласовать его с бизнес-сообществом. К тому же надо четко понять цель этого документа: безопасность это полетов или забота о туристах, которые и так не имеют возможности выезжать за границу (только 5% россиян могут позволить себе отпуск за рубежом).
При наших условиях, погодных и технических, при нашей специфике — огромных территориях — у авиакомпаний и без того много сложностей.
А вот если новый документ всего лишь поможет избавиться на рынке от конкурентов и не даст развиваться другим, это плохо для всех. Тогда и билеты будут дорогими, и самолеты так и останутся старыми.