По коллайдеру на велосипеде

Шок-тур с Дмитрием Алексеевым

«МК» предлагает оригинальное и слегка противозаконное празднование начала года Черного Водяного Дракона, прилет которого лучше встречать азартно и активно.

На краю Московской области, почти на ее границе с Калужской, стоит, а вернее — спит некогда процветавший наукоград Протвино, который был основан 50 лет назад в качестве базы для Института физики высоких энергий. Работы по созданию здесь крупнейшего ускорителя были начаты еще в 1980-х. Место было выбрано не случайно: именно в этой части Московского региона размещать крупные подземные объекты грунт позволяет. На глубине до 60 метров был проложен тоннель, внутренний диаметр которого не меньше 5 метров. В декабре 1994 года горнопроходчики произвели последнюю сбойку, замкнув 21-километровое подземное кольцо. Для сравнения: Кольцевая линия московского метро — 19,4 км. Ускорительно-накопительному комплексу (УНК), увы, суждено было остаться мечтой о протонном коллайдере. В связи с распадом СССР проект УНК свернули. И сегодня это в некотором смысле полузаброшенный объект. Для науки плохо — для экстремального туризма очень даже себе ничего. И пока государство не опомнилось по части финансирования довершения уникального объекта, приглашаем всех смельчаков и нахалов забраться в него на закате выходного дня.

Шок-тур с Дмитрием Алексеевым

На языке диггеров путешествие по коллайдеру называется прохождением, требующим некоторой отчаянности и смекалки. А уж если вы оказались внутри коллайдера, то от впечатлений вам никуда не деться.

— Поражают масштабы данного сооружения и те технические нагромождения, которые там используются, — рассказывает диггер Егор Поляков. — Хотя еще больше поражает расп...яйство, благодаря которому туда можно элементарно проникнуть. В принципе любой не особо подготовленный человек спокойно может попасть в этот протонный коллайдер, осуществив свою мечту. Только возьмите с собой фонари. Хотя часть тоннеля здесь все время освещена.

Так называемые вертикальные стволы повторяются через некоторые промежутки. Через них откапывалась порода, строился тоннель. Через них же и забираются диггеры и любители острых ощущений. Вертикальная шахта, по которой вам придется спускаться, имеет глубину до 60 метров.

— Сегодня используется лишь малая часть ускорителя, — говорит Егор, который прошел все 20 километров протвинского коллайдера, потратив на это примерно 10–12 часов жизни. — Состоит он из двух колец, Малого и Большого. Наибольший интерес представляет, конечно же, Большое кольцо. В нем по сей день ведутся какие-то работы, периодически встречаются рабочие. Если вы встречаете рабочих, то лучше спрятаться, а если уж засветились, то придется как-то выкручиваться всеми цивилизованными и традиционными способами. Не забывайте, что у этого объекта есть охрана.

На самом деле, утверждает другой специалист по так называемым техногенным объектам Виктор Борисов, чего-то особенно любопытного в коллайдере нет. Самое забавное, что могут рассказать об увиденном внутри протонного коллайдера, — это скорее не то, что с ним связано, а то, что связано с туристами-экстремалами. Самое занятное из впечатлений, вынесенных из-под земли, — это то, как ребята протаскивали внутрь велосипеды и проезжали весь круг именно на них!

Фактически это напоминает обычный тоннель нашего метро — даже рельсы лежат. С дыханием никаких проблем не возникает. Объект законсервирован, вентиляция и откачивающие грунтовые воды насосы работают все время. «Когда я был там, — рассказывает Виктор, — вход в объект располагался всего в одном месте. Сразу надо сказать, что все это хозяйство очень хорошо охраняется, и договориться с охраной о проникновении за вознаграждение практически невозможно. И если вас поймают, то скорее всего вызовут милицию...»

■ ■ ■

Хочу напомнить грустную весть для туристов и, несомненно, позитивную для физиков. В 2011 году национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» заявил о своем намерении возродить законсервированный в 1990-х годах уникальный протонный ускоритель. В рамках программы создания собственных мегаустановок нового поколения этот ускоритель будет модернизирован. И хотя сооружение этого протонного коллайдера на сверхпроводящих магнитах было заморожено тринадцать лет назад, все еще имеются основные возможности для его возрождения. Однако на возрождение чудо-объекта требуется целый миллиард, сообщил «МК» крупный физик, работающий в Протвине.

Так что спешите, господа диггеры и туристы-экстремалы! GPS-координаты объекта: 54.908398, 37.223396. Объект не является секретным, но охраняется с целью безопасности, пояснил ученый. Но имейте в виду: что бы с вами ни стряслось во время вашего визита на коллайдер, редакция газеты «МК» на себя никакой ответственности не берет. Поэтому подумайте хорошенько, достаточно ли вы для этого подготовлены!

Бронирование авиабилетов

Пассажиры (не более 6)



детей до 2-х лет



Cервис предоставлен Агент.ру

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру