Граждан, которые могут позволить себе отдых за границей, в России по-прежнему немного —
Но не зря туризм называют самым непредсказуемым бизнесом. Только турфирмы приготовились стричь купоны, ведь россияне снова вроде были готовы тратить деньги на отдых, как их настигло горькое разочарование. Сначала военные волнения и перевороты на Ближнем Востоке, потом нападение акул в Египте, ЧП с нашими туристами в Турции и прочая. В итоге желающих выехать за границу стало меньше, чем прошлым летом. Да и общие показатели тоже не радуют туроператоров — если в первом полугодии
А вот по данным RATA и Росстата, за первое полугодие
— Немало туристов едет на Кубу самостоятельно, ведь туда можно просто купить билет, напрямую забронировать отель, а то и решить вопрос с размещением прямо на месте, — поясняет PR-директор турагентства Марина Макаркова. — Поэтому, думаем, направление будет расти и во второй половине года, хотя без провальных дат дело не обойдется — например, в конце ноября и в декабре.
На втором месте по показателю роста — Швеция: плюс 91%. Чуть отстает от нее соседняя Норвегия, занимающая четвертое место, с ростом 76,7%. В этом году туристические офисы этих стран хорошо поработали, да и операторы активно продвигали эти направления.
— Рост по этим странам есть, но не столь заметный, — говорит заместитель гендиректора ТО Алексей Петров, — видимо, такие цифры «сделали» самостоятельные туристы, прошедшие мимо турфирм. Потому что сами норвежцы называют прирост всего лишь на 20%, а по нашей компании увеличение продаж составляет примерно 15%. По Швеции — не больше 20%.
Любимое россиянами зимнее направление — Таиланд — этим летом тоже показало отличный результат, оно оказалось на третьем месте по показателям роста — плюс 87%.
— Это произошло за счет того, что основные игроки направления поставили полетные программы из более 20 городов России, — говорит Марина Макаркова, — кроме того, у этой страны всегда устойчивый рост, несмотря ни на какие кризисы и перевороты. И происходит это в основном за счет региональных программ.
На пятом месте Испания — плюс 76,3%. По поводу этой страны мнения туроператоров разделились. Они с фактом роста согласны, но не в таком объеме.
— Да, поток на Испанию вырос, но, по нашим данным, на
Кроме того, Испанию часто предпочитали Египту, Тунису и Марокко. Еще сработал и выход на испанский рынок туроператоров, которые всегда своим основным направлением делали Турцию. Эти компании пустили самолеты из регионов, существенно снизив этим цены на путевки. В результате демпинга пострадали фирмы, традиционно занимавшиеся Испанией, но, как всегда в таких случаях, выиграли туристы.
Еще одним бонусом при выборе Испании стала гарантированная полугодовая мультивиза, которую испанцы выдают всем туристам.
Кстати, демпинг в этом году зафиксирован на многих направлениях.
Греция не стала исключением. И в основном благодаря низким ценам показала хороший прирост — 75,5% (на шестом месте).
— Не только цены, но и крайне благоприятный визовый режим сделали Грецию привлекательной для отдыха, — говорит генеральный директор компании Александр Цандекиди. — Хотя нас такие цены не порадовали. Стоимость туров упала на 20%, а то и на 30% по сравнению с прошлым годом. Хотя мы думали, что ниже уже некуда.
Дело опять в демпинге. Туроператоры поставили очень много перевозки при мало изменившемся объеме «наземки». Так что, несмотря на появление новых греческих направлений и курортов, цены поднять не удалось.
Неожиданный спрос на Доминикану
Германия, к удивлению туроператоров, оказалась на восьмом месте (плюс 52,2%).
По их словам, никакого ажиотажа вокруг этого направления они не заметили. Многие туристы бронируют отели в этой стране самостоятельно, но не на 50% больше. Так что эти цифры вызвали у специалистов большое удивление.
По поводу Австрии (рост на 43,6%) игроки рынка тоже высказались скептически:
— Да, рост есть, но он существенно ниже, чем в приведенных данных. И если судить по количеству перевозки, которая осталась в основном на уровне прошлого года, то рост просто не может быть таким большим, даже учитывая самостоятельных туристов, которые все бронируют в Интернете.
Замыкает десятку самых подросших в первом полугодии направлений Кипр — плюс 42,7%.
— Этим летом на кипрское направление вышел новый туроператор, который поставил много региональных программ, — заметила Ирина Петрова. — Да и в целом направление на подъеме, ведь там нет забастовок, акул, переворотов и цунами. Тогда как во многих других странах стабильности не было. К тому же с этого года на острове появилось много отелей all inclusive, так любимых россиянами.
А вот «новое Подмосковье» — Турция — не вошло в десятку лидеров, прибавив в первом полугодии только 22,6%.
Изменили Египту с Турцией
В списке стран, не оправдавших надежды туроператоров, оказался и горячо любимый когда-то Египет. Он потерял за полгода 60,5% турпотока. Военный переворот откинул страну в самый низ рейтинга.
— За направление особенно обидно, потому что в первой половине 2009 и в 2010 году в результате упорнейшей борьбы Египту удавалось «съесть» Турцию и занимать верхнюю строчку в списке самых популярных стран. Теперь ему фактически придется начинать все сначала, — говорит Марина Макаркова.
Тунис потерял 40% по тем же причинам, что и Египет. Под эту же «ближневосточную раздачу» попала Иордания — минус 24%. Хотя у этой страны есть и другие проблемы, связанные, в частности, с неудачей чартерных программ.
Ну и Япония, потерявшая 52% российского турпотока по причинам, от нее не зависящим: землетрясение, цунами, «Фукусима-1».
Есть в списке «лузеров» Росстата и Литва. Но специалисты с этими данными не согласны.
— Количество выехавших из России в Литву по частным приглашениям за полгода увеличилось на 13,8%, а турпоток, если верить представленным данным, снизился аж на 53%, — говорит пресс-секретарь Российского союза туроператоров Ирина Тюрина. — Росстат обещал нам уточнить, откуда взялась такая цифра.
В целом же статистика не радует экспертов.
— Большинство экспертов, говоря о причинах роста направлений, упоминают либо самостоятельных путешественников, либо демпинг или избыточную перевозку, что примерно одно и то же. А это симптомы тревожные, — считает Ирина Тюрина. — Это означает, что турбизнес в лучшем случае работает на грани рентабельности. Про худшее даже говорить не будем. Эта тенденция сохранялась до конца лета, а значит, и осень и зима могут стать еще одним тяжелым испытанием для слабого туристического рынка.
— Значит ли это, что вслед за закрытием «Лужники трэвел» и «Скайтур» вскоре можно ожидать новых банкротств?
— Безусловно.
ЗАВТРАК ТУРИСТА
ВИЗОВЫЕ ЦЕНТРЫ ПЕРЕЕЗЖАЮТ, А АНКЕТЫ СТАНОВЯТСЯ ДЛИННЕЕ
Нидерланды и Бельгия. Бумаги для поездки в эти страны уже надо нести по новому адресу — визовый центр переехал на днях, 29 августа. Теперь он расположен на ул. Щипок, д. 11, стр. 1 (ст. м. «Добрынинская», «Серпуховская», «Павелецкая»).
Болгария и Чехия. Переезд болгарского визового центра тоже был запланирован на 29 августа, но по техническим причинам его перенесли на 12 сентября 2011 года. Пока же документы принимают на прежнем месте: улица Тимура Фрунзе, дом 11, корп. 7 (ст. м. «Парк культуры»).
С 12 сентября визовый центр Болгарии будет расположен на Сущевском Валу, дом 31 (ст. м. «Савеловская» или «Марьина роща»). Еще одна новость: визовый центр на Сущевском Валу будет объединенным, в нем станут принимать документы на визу не только в Болгарию, но и в Чехию.
Пока же желающих поехать в Чехию ждут по прежнему адресу — ул. Маленковская, дом 32, корп. 2 (ст. м. «Сокольники»).
Дания и Исландия. 26 сентября датский визовый центр начнет работу в новом помещении: ул. Щипок, д. 11, стр. 1 (станции метро «Серпуховская», «Добрынинская», «Павелецкая»). Через визовый центр и посольство Дании в Москве оформляют также визы в Исландию. До этого дня желающие поехать в гости к Андерсену или к исландским вулканам должны обращаться по старому адресу: ул. Дубининская, д. 35 (ст. м. «Павелецкая» или «Серпуховская»).
Мальта. 26 сентября 2011 года мальтийский визовый центр переезжает с Дубининской на ул. Щипок, 11, стр. 1.
Напомним, что визовые центры принимают документы от путешественников, передают их в консульство и выдают паспорта с готовыми штампами. По сути они являются посредниками между консульством и туристами. Решение о выдаче принимают не центры, а дипломаты.
Тем временем визовая анкета в Китай стала длиннее в два раза. В частности, в новой анкете расширен раздел о местопребывании заявителя в Китае. Если прежде требовалось лишь перечислить «места посещения в Китае (провинция, город или уезд)», то теперь нужно не только указать населенный пункт, но и написать адреса и телефоны мест пребывания. Также появились вопросы о том, кто оплачивает поездку, и о страховке: необходимо указать номер полиса и название страховой компании. Целый блок добавлен в разделе 3 («Сведения о семье, работе или учебе»). В пункте 3.6 теперь следует указывать фамилии и имена родственников (муж, жена, дети), их гражданство, профессию, степень родства. Появился пункт 3.7 — «контактное лицо при чрезвычайном происшествии». Новым является вопрос (п. 4.2) о поездках в другие страны в течение 12 месяцев. Зато убран вопрос о наличии судимости в Китае или других странах. Кроме того, раздел о состоянии здоровья стал более кратким: исключена масса заболеваний, и в нем остались только тяжелые психические недуги, открытая форма туберкулеза и другие заразные болезни. Одновременно в анкете появился пункт о посещении соискателем за последний месяц стран, где свирепствуют заразные болезни.
Изменился заключительный пункт анкеты — «заполнение анкеты другими лицами». Теперь нужно указать не только имя, телефон и адрес заполнившего анкету за заявителя и степень отношений его к заявителю (например, родственник или менеджер турфирмы), но и тип/номер документа, удостоверяющего личность заполнившего анкету.
Бронирование авиабилетов