Какие парапланы на отпуск?

Все больше россиян предпочитают отдыхать в воздухе

Все больше россиян предпочитают отдыхать в воздухе
Взглянуть на резиденцию далай-ламы с высоты птичьего полета? Увидеть сверху кавказские водопады? Парить над Большим каньоном в свободном полете? Все это возможно благодаря парапланеризму. Новый вид спорта завоевывает все больше поклонников. Удовольствие это недешевое — снаряжение, занятия с инструктором, да еще и выезды (2—3 раза в год летный клуб вывозит “орлят” на практику). Но желающих побыть птицами это не останавливает. О тонкостях нового вида экстремального туризма и популярных “воздушных” маршрутах “Турклубу” рассказал руководитель московского клуба парапланеристов Олег КУШЛЕВИЧ.

С орлом на крыле

Каждый год парапланеристы ищут новые места для полетов. Чем больше стран вы пометили на своей карте, тем больше авторитет пилота.

— Основные траты приходятся на путешествия. Ведь парапланеристу важен не просто факт полета, а покорение воздушного пространства как можно большего числа стран, — говорит Олег.

В каждой стране летунов ждут свои особенности. В бразильских фавеллах у одного из пилотов украли навигатор. Он потом плакал от обиды, ведь потерять приборы и летное снаряжение для парапланериста — смерть.

В Болгарии, если ты приземлишься к цыганам, тебя могут просто забить камнями или как минимум раздеть до нитки. “Небесных” гостей кочевники не любят.

В Индии население куда более дружелюбное, но здесь можно приземлиться в джунгли, на спину слона или встретиться лицом к лицу с дикими животными.

Иногда на пилотов нападают орлы. Почему-то они принимают парапланеристов за соперников. В Австрии девушке из России орел порвал крыло. К счастью, не очень сильно — и она смогла приземлиться. Однажды был случай у Алексея Дружинина (личный фотограф Путина и любитель парапланеров): молодой орел запутался в стропах крыла и все 7 километров путешествовал на нем верхом. Перед самой посадкой птица наконец выпуталась. Алексей даже снял свой полет с орлом на плече на видеокамеру… Пернатые, видимо, не терпят чужаков в небе и часто вредят пилотам. Иногда, пролетая, они просто гадят в воздухе, и это все распыляется, как из пульверизатора, на крыло или очки. Потом не отмоешь.

Рожденный ползать летать может?

— С тех пор как в 1986 году у спасателей возникла необходимость в создании управляемых куполов, появились парапланеры — длинное мягкое крыло со стропами, которыми можно “рулить”, — продолжает Олег. — Правда, тогда их делали тяжелыми — и доступным этот вид спорта был немногим. Сегодня встать на крыло может даже подросток. Снаряжение настолько легкое и прочное, что весит не более 7 килограммов. Кстати, схему парапланера нашли в дневниках еще у Леонардо да Винчи, только в его время необходимых материалов для таких крыльев не было.

В последние годы увлечение парапланерами из Европы докатилось и до России. И стало очень модным. В летные клубы приходят бизнесмены, политики. Много людей смежных экстремальных профессий — спасателей, альпинистов, пожарных. В клубы зачастили и женщины. Дело в том, что раньше летать могли только те, чей вес превышал 50 килограммов. Сейчас конструкция крыла позволяет поднимать в воздух даже самых легких девушек. Есть и еще одна особенность, привлекающая дам. Иногда во время полета из-за перепадов высоты кровь слишком резко приливает к органам малого таза, вызывая при этом ощущения сродни оргазму. Так что многие дамы, полетав один раз, быстро подсаживаются на крыло.

— Возрастных ограничений нет — крыло легкое в управлении, мы даже одну бабушку обучали.

В Индии парапланы стоят на военном вооружении, ими пользуются спасатели, снимая нерадивых альпинистов с гор. Потому ввозить парамотор в эту страну — все равно что детали “калашникова” в Россию — запрещено. Кстати, параплан — наименее травмоопасный способ перевозки больного с поврежденным позвоночником. Бывали случаи, когда кто-то из летунов разбивался, упав в горах, но, придя в себя, сам потом спускался вниз, несмотря на травмы. Однажды наш товарищ при падении сильно повредился. К счастью, его нашли, но перевезти до лагеря не представлялось возможным — поиск транспорта занял бы много времени, да и место труднопроходимое. Тогда мы решили транспортировать раненого на его же параплане. Несколько раз помогали ему разогнаться и взлететь, но старты были неудачными. В конце концов все же запустили его в воздух, и он благополучно приземлился прямо в лагере.

Наш чемпион

В течение всего года в разных странах проводятся этапы Кубка мира. Главная задача соревнований — кто быстрее пролетит заданный маршрут.

— Лидерами в этом виде спорта раньше всегда были альпийские страны: Австрия, Швейцария, Франция и Германия. Но с тех пор как парапланерами заинтересовались в России, мы стали теснить европейцев.

Наш легендарный пилот Коля Шорохов занимает призовые места в PWC (кубок Мира). В 2004 году он занимал первые места в мировом рейтинге. На чемпионате Polish Open среди 120 лидеров он занял первое место. Этот человек изобрел свою систему, которая позволяет ему летать быстрее всех. Что уж он там делает, не знаем, но Коля стал первым на чемпионате Италии в Итальянских Альпах, обогнав местных, которые знают там все ветра, и расположение всех термиков, победил на чемпионатах Франции, Бразилии, дважды на чемпионатах Индии. К сожалению, сейчас из-за болезни Николай не участвует в международных слетах, но авторитет России в этом виде спорта он уже завоевал. Кстати, 12 декабря Шорохову исполнилось 50.

Танцы лам с высоты птичьего полета

Взмыть вверх не так-то просто. Для этого нужны определенные погодные условия и рельеф, сила ветра, прогрев земли, восходящие потоки. Именно они помогают подняться очень высоко, до 5000 метров, и долго не приземляться. Такие условия есть не везде. Одно из идеальных для полетов мест — Индия.

— Сюда прилетает много англичан и россиян. В прошлом году было 150 соотечественников. Лучшее время для полетов — весна и осень. Мы жили недалеко от границы с Тибетом. Однажды, летая, я видела танцы тибетских монахов. Это так красиво. Ребята наши видели слонов в джунглях. Высшим шиком было долететь до резиденции далай-ламы и вернуться обратно, — рассказывает парапланеристка со стажем Мария. — Самое интересное в Индии — это предгорья-ступеньки. Если приземлиться на краю такой платформы, можно завалиться за крылом и травмировать ногу. Если приземлишься на рисовое поле — промокнешь. Ну и, конечно, надо быть особенно осторожным в горах. Иногда попадаешь в туман и не видишь, куда летишь. У каждого пилота есть навигатор, но он ведь не всевидящее око, туман и облака “не замечает”. В горах воздушные потоки очень неравномерны, может начать сильно трясти, складывать крыло. Такой полет называется “бабочка”. Опытные пилоты летают в турбулентных потоках. А вот “молоко” — широкие и слабые восходящие потоки — то что надо для начинающих.

Дождь, град и снегопад для полетов противопоказаны. Но не всегда ясная погода — залог хорошего полета. Лучше всего — когда на небе есть кучевые облака. Они означают восходящие термические потоки. А вот если среди облаков синеет кусочек ясного неба, так называемая голубая дыра, не торопитесь к нему! В таких местах сильные нисходящие потоки, которые опустят вас на землю.

— Среди популярных у парапланеристов мест значатся и болгарский Сопот (120 км от Софии). Здесь сейчас парапланерная Мекка. Выходец из России купил канатную дорогу, оборудовал отели, спасательные станции, магазины со снаряжением.

Хорошо полетать в местечке Бассана-дель-Граппа, в Италии, где была изобретена виноградная водка. Здесь ветра, приходящие с моря, позволяют летать на дальние расстояния.

Пиедрохита — небольшой испанский городок, который давно облюбовала парапланерная тусовка. Энси во Франции — хорошее летное место.

В Альпах можно летать везде, но не выше 900 метров, где воздушное пространство уже закрыто. Для профессионалов это несерьезная высота, вот они и летают в соседние страны.

В США парапланеристы облюбовали Большой каньон. В Турции — Фетхие.

— Я летала и в Македонии. Летом 2009 года здесь проходили соревнования. Мы были на пресноводном озере, одном из самых больших в мире, оно находится под охраной ЮНЕСКО. В этом месте Кирилл и Мефодий создали свой алфавит. Македонцы были первыми, кто освоил новую письменность. Летать там было прекрасно! Красивые виды, отличная погода.

Стоимость летных туров зависит от пункта назначения. Полетать в Индии стоит от 3000 долларов на человека. На Кавказе — от 12 000 рублей.

— Страшно первый раз взлетать?

— Первый раз я ничего не поняла. Зато потом… Ощущения, которые мало с чем можно сравнить, и хочется к ним возвращаться. Раньше боялась высоты. Сейчас — нет. И оказалось, это совсем несложно. Хотя я никогда спортом не занималась. Если летаешь в Подмосковье, тебя с помощью лебедки поднимают на высоту от 150 до 300 метров, наверху ты отцепляешься и паришь в свободном полете.

Система управления крылом проста — вправо тянешь ручку — летишь вправо, влево тянешь — летишь влево. Но сложность в том, что в воздухе не все однородно, существуют различные воздушные потоки, зоны турбулентности, вихревые потоки. Если попадаешь в такой участок, надо быть начеку. Но если твое крыло и сложилось, в большинстве случаев его возможно расправить. К тому же все подвесные системы снабжены запасным парашютом, одним или двумя, а действия контролирует инструктор снизу.

— Параплан может унести вверх, в стратосферу?

— Нет, но можно попасть в грозовое облако, что очень опасно. В прошлом году во время международных соревнований прошло грозовое предупреждение, но несколько пилотов все равно полетели на задание. Вдруг двоих пилотов — немку и китайца — засосало в грозу. А надо сказать, термическая активность грозового облака настолько велика, что человека со скоростью 40 метров в секунду тянет в него как пылесосом, поднимает вверх. Этих ребят забрало на высоту 10 000 метров. Девушка чудом осталась жива, она рассказала, что там было ужасно холодно и трудно было дышать. Ее вариометр показал высоту. Несмотря на обморожения, девушка продолжила соревнования. Китайского пилота позже нашли мертвым.

Если вы падаете над водой, лучше отцепиться метров за пять и прыгнуть, иначе можно запутаться в стропах. А подвесная система может перевернуть вас лицом вниз.

— Запасной парашют всегда помогает?

— К сожалению, нет. Но многих наших спортсменов он реально спасал. Раньше ручка парашюта располагалась сзади. Однажды из-за этого погиб пилот. Он попал в каскад со сложением, и ему стропой срезало ручку парашюта, он не смог его вытащить и разбился об воду.

Прерванный полет

— Как и любой экстремальный вид спорта, парапланеризм очень опасен. Собираясь в полет, в первую очередь трезво оцените свои силы, узнайте прогноз погоды и, если в чем-то не уверены, лучше не летите, — говорит Олег.

2009 год выдался “урожайным” на трагедии. В Индии пропал 40-летний пилот из Тольятти с 7-летним опытом.

— Его ошибка была в том, что раньше он летал в России, на равнинах, а это была его первая поездка в горы. Первый маршрут он пролетел удачно, второй — тоже. Решив, что все умеет, пилот улетел в большие горы один. И не вернулся. Его до сих пор не нашли. Скорее всего он не смог перевалить очередной длинный хребет. Они там чередуются с долинами. Последний хребет длиной километров сорок. Дальше — снежные многотысячники.

В Турции погиб российский турист, который решил покататься на параплане. Он просто забыл застегнуть ножные обхваты, на высоте выскользнул и разбился. Такая же оплошность чуть не стоила жизни европейскому профи. Спортсмен провалился, но зацепился защитой челюсти на своем шлеме за грудной ремень. Крыло само опустилось вниз, хотя пилоту и пришлось болтаться в воздухе 2 часа.

Учебная гора для парапланеристов — Юца в Пятигорске — каждый год забирает человеческую жизнь. А все потому, что, по легенде, во времена татаро-монгольского ига на эту гору приводили казнить пленников. С тех пор гора привычно требует жертву. В прошлом году здесь погиб парапланерист, не справившийся с управлением. Перед полетом мужчина выпил, что категорически запрещено.

Чемпион России Дмитрий Масленников погиб на соревнованиях. Летел на маршруте, припозднился и упустил воздушный поток, который уже к вечеру слабел. Дима смог перевалить хребет, стал опускаться все ниже, и достиг места, где из-за плотины приходили завихренные потоки. Внизу была плотина и озеро, и, видимо, от водоема, как это обычно бывает, шли сильные воздушные потоки, крыло сложилось, а он не успел среагировать. Мгновенная смерть. Парню было 25 лет.

Еще одна индийская трагедия случилась во время спасения пилота. Молодой парень вылетел в районе 4 часов дня, когда пик термической активности спал и летать было безопасно. Вскоре он по рации передал, что упал на высоте 3500 метров. К нему вышла группа спасателей. Было решено, что вверх поднимется группа, на тандемном куполе спустят пострадавшего, остальные вернутся вниз пешком. Пилота нашли, спустили, оказали помощь. Спасатели пошли обратно, а там — отвесные скалы. Они шли в связке. Но один из спасателей, проработавший на Памире 5 лет, опаздывал на самолет. Еще и друзья по рации торопили: скорее, автобус скоро уйдет. Как только группа прошла самые опасные участки, спешивший попросил: давайте я отвяжусь, дойду сам. Когда группа спустилась, его на месте не оказалось. Позже выяснилось, что он сорвался с ледяного каскада и упал в небольшое озеро. Там его и нашли. Страховка у парня закончилась за день до этого. У спасателя осталось трое детей.

— Мы не фаталисты, и летая всегда думаем о своей безопасности, — говорит Олег, — у меня дома двое маленьких детей и любимая жена. 8 лет назад на соревнованиях в Домбае я попал в ситуацию, когда мог больше не увидеть семью никогда. Не заметив высоковольтных проводов, порезал ими стропы, и упав без крыла с большой высоты, получил множество травм. По счастливой случайности падение видели местные рыбаки, они-то и спасли меня. Отвезли меня в больницу. Шесть дней реанимации, множество пластических и хирургических операций. Но уже через год, я участвовал в соревнованиях в Болгарии, где занял 8-е место. Небо не отпускает. Ведь там столько можно увидеть!

СКОЛЬКО СТОИТ

Один полет с инструктором — 1500 рублей. Начинающие летают под руководством тренера в Подмосковье. Начальный курс — 40 полетов на лебедке (30000 рублей или по 700 рублей каждый полет), потом курс термических полетов. Чтобы летать на большие расстояния, нужно уметь сохранять высоту, а для этого нужно уметь управлять термическими потоками. Затем курс маршрутных полетов в горах. Два-три раза в год школа старается выехать полетать.

Крыло производства России стоит в среднем 1400 евро, европейское — от 2000. Можно заказать крыло в мастерских, которые имеют международный сертификат. Можно купить готовое.

Подвеска — 500 евро. Шлем — 130—150 евро, специальная обувь (ботинки с жестким голеностопом, чтобы не повредить ступню при посадке) — 200 евро. Вариометр — прибор для измерения высоты и скорости подъема — 210 евро. GPS-навигатор — 6000 рублей. Пончик (специальный рюкзак для оборудования) — от 50 евро.

ГДЕ ПОЛЕТАТЬ В РОССИИ

В Подмосковье есть несколько сильных школ, которые обучают летать с помощью буксировочных комплексов. Вас затягивает лебедка, вы отцепляетесь от троса и совершаете полет под управлением инструктора.

Орловская область, река Зуша. Это место парапланеристы любят посещать в выходные. Река здесь очень извилистая, с обрывистыми берегами. Благодаря этим извивам обрывы приходятся на все ветра, то есть при определенной силе ветра можно изучить всю розу ветров. Здесь недавно открыли красивый мемориал, построили часовню.

Гора Юца на Кавказе, в 10 километрах от Пятигорска. Там есть клуб парапланеристов еще с советских времен. Оттуда можно вылетать во все места Кавказа.

Гора Чегем с красивым ущельем и водопадами. Местный парень Марат провел сюда Интернет и организует минимальный сервис.

Гора Курай на Алтае, в 700 километрах от Барнаула.

Шихам, рядом с Уфой.

Для полетов на большие расстояния подходит еще Хакасия. Но это довольно далеко и местность здесь еще недостаточно разведана.

В остальных местах нет необходимой структуры и спасательных служб. В случае ЧП о помощи придется договариваться самим с военными или местными властями.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру