— Решение о создании таких поселков принимается достаточно быстро, по факту проведения поверхностного маркетинга. Причем для «случайных» девелоперов наиболее привлекательным рынком кажется именно сегмент без подряда, так как здесь трудозатраты на первый взгляд минимальны, — говорит коммерческий директор УК ТМ «Своя земля» Игорь Богданов.
Девелопер, запустив поселок в продажу, наняв при этом небольшой штат сотрудников и потратив на рекламу определенное количество средств, получит первый результат, который не заставляет себя долго ждать. Если приток покупателей стабильный, то проект, вероятнее всего, будет завершен. Однако если девелопер не угадал с концепцией, ценовыми параметрами, неправильно просчитал стоимость коммуникаций и прочее, то начинаются проблемы.
По словам специалиста, проблемы, как правило, стандартны — невыполнение обязательств. Для покупателей часто становится неприятным сюрпризом известие, что, например, за газ надо доплатить по 300 тысяч рублей с каждого участка, так как девелопер неправильно рассчитал и вовремя не проработал этот вопрос. Или вместо обещанных 15 кВт предлагают только 5, а остальное за дополнительную плату. Но это еще легкий вариант выхода из ситуации. Участились случаи, когда «случайные» девелоперы подтверждают свой статус и просто исчезают. Покупатели вынуждены самостоятельно решать проблемы, порой неразрешимые.
— За последний год доля таких горе-девелоперов увеличилась еще на 10%. Если в 2012 году их было около 25%, то к концу текущего года можно говорить о 30–35%, — продолжает эксперт. — Безусловно, не все компании, которые реализуют всего один или два проекта без подряда, следует отнести к «случайным». Есть и добросовестные исполнители, которые отвечают за качество. Однако наибольшие гарантии может дать, как показывает практика, девелопер, у которого уже есть за плечами десяток проектов — и в стадии реализации еще столько же.
Чтобы избежать обмана и недобросовестного отношения, нужно тщательно изучать продавцов. В надежной компании вам подробно ответят на любые вопросы, не будут замалчивать ни одну из интересующих вас тем, подтвердят свою репутацию и охотно продемонстрируют реализованные проекты.
Очевидно, что первым шагом перед покупкой земельного участка является правильный выбор продавца. Разумно будет изучить рекомендации тех, кто уже имел опыт покупки участков у данного девелопера, проверить наличие зарегистрированного бренда компании, пообщаться с ее менеджерами, чтобы понять уровень их компетенции. Кроме того, для получения информации о компании не помешает изучить ее сайт, интернет-форумы, публикации в СМИ.
Допустим, вы уверились в надежности продавца. Второй этап — правильный выбор земельного участка. Прежде чем совершить сделку, нужно внимательно осмотреть не только сам участок, но и местность вокруг, чтобы в дальнейшем не возникло недопониманий между клиентом и продавцом.
Следующий шаг — утверждение и подписание договора. У продавца участка необходимо посмотреть кадастровый паспорт и свидетельство о праве собственности, проверить реквизиты компании. В случае если сделка происходит через агента, требуйте у него все необходимые для ее совершения документы.
Заключительный этап — оплата покупки. Здесь могут быть задействованы как наличные, так и безналичные средства. Важно помнить, что при оплате через кассу клиент должен потребовать чек и приходно-кассовый ордер.