Кредитная «неотложка»

Как выбрать нецелевую потребительскую ссуду?

Банкам приходится все больше творческих сил тратить на продвижение нецелевых потребкредитов, чтобы заполучить благонадежных заемщиков.

Как выбрать нецелевую потребительскую ссуду?

Впереди кредитов всех

Курсивом в розничных продуктовых линейках российских банков выделяется старый добрый кредит на неотложные нужды, который банкиры называют по-разному: кредит наличными, на любые цели, нецелевой. «Как правило, кредит на неотложные нужды предоставляется без залога и поручителей. Другими словами, занимая у банка деньги, не нужно отчитываться, куда вы их потратили. Это принципиальное отличие неотложного кредита от целевого, например образовательного», — объясняет начальник управления розничного кредитования Сбербанка Наталья Алымова.

Этот вид розничных займов правит потребкредитным балом: по оценкам аналитика «Инвесткафе» Романа Гринченко, их доля в общем портфеле кредитов физлиц составляет 50–60%. «Сейчас кредиты наличными выдает около 40% всех банков», — приводит статистику руководитель сектора аналитики кредитных продуктов «Банки.ру» Елена Сударикова. В опрошенных «ЭВ» банках ссуды на неотложные нужды занимают не меньше 25–35% от общего объема кредитов для «физиков», а в некоторых, например в Бинбанке, — около 90%.

В чем секрет такой выраженной народной любви? Ларчик открывается просто: нецелевой кредит получить довольно легко и быстро. Вице-президент ВТБ 24 Иван Лебедев выделяет несколько характеристик нецелевых потребкредитов, в том числе минимальный набор необходимых документов, быстрые сроки рассмотрения кредитных заявок, автоматизацию большинства процессов.

Многоликий ценник

Вилка процентных ставок в этой нише довольна широкая. «Минимальный размер процентной ставки по кредитам наличными — 14–15% годовых. В большинстве случаев под такие проценты банки дают займы на короткий срок — от 3 до 6 месяцев — при полном пакете документов. Максимальная же величина ставки по кредиту нередко оказывается у отметки 60% годовых», — говорит Елена Сударикова. Такие условия банки предлагают по самым «быстрым» кредитным программам, которые выдаются без справок о доходах и в день обращения. Общерыночную статистику банки подтверждают собственными цифрами.

«Ставки существенно отличаются в зависимости от того, связывают ли банк отношения с конкретным клиентом. Заметные скидки и бонусы существуют для зарплатных клиентов, для клиентов с положительной кредитной историей и т.д. В зависимости от программы и сроков предоставления кредита диапазон ставок от 14,9% до 33,9%», — отмечает директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус. «Ставка колеблется от 16% до 27% в зависимости от клиентского сегмента и вида программы», — информирует Лебедев. По словам зампреда правления Райффайзенбанка Андрея Степаненко, ставки для существующих клиентов от 14,9%, для зарплатных клиентов — 16,9%, для корпоративных клиентов — 17,9%, для новых клиентов — от 20,5% до 23,5%.

Выходит, ценообразование на рынке нецелевого потребкредитования сложилось: «уличным» заемщикам приходится платить за неотложность своих нужд не меньше 20–30% годовых, «зарплатники» и другие приближенные к банку категории клиентов могут рассчитывать в 14–18% годовых. Поэтому «выудить» потенциальных клиентов из потребкредитного пруда и обойти других «рыбаков» реальнее всего с помощью убедительного маркетинга.

По мнению экспертов «ЭВ», в сегменте нецелевых кредитов банкиры сейчас гоняются за «хорошими» заемщиками. Видимо, новые правила резервирования ЦБ по высокорисковым и дорогим потребкредитам вкупе с неспокойной ситуацией в российской экономике победили в банках стремление продать кредит абы кому подороже. На рынке нецелевых ссуд в 2013 году директор департамента маркетинга розничных продуктов Росбанка Лидия Каширина отмечает ужесточение условий кредитования для отсечения клиентов с высоким кредитным риском и усиление банковской конкуренции за хороших клиентов.

«Из свежих трендов можно отметить активное привлечение качественных заемщиков с положительной кредитной историей», — подтверждает Герман Белоус. «Средневзвешенная ставка по нашим потребительским кредитам несколько снизилась за этот год. Это связано прежде всего с привлечением надежных клиентов и исключением доступа кредитования для рисковых клиентов», — говорит директор департамента розничных продуктов Бинбанка Антон Маслий.

На ловца и зверь бежит

Именно «хорошие» заемщики находятся сейчас в фокусе банковских маркетологов. Для зарплатных клиентов, заемщиков с «улицы» с достойным доходом и симпатичной кредитной историей, действующих клиентов банки постоянно проводят акции, предлагая взять кредит наличными на 2–3 п.п. ниже стандартных тарифов. Заемщиков с открытого рынка кредитные организации стараются привлекать технологическими фишками и спецпредложениями для отдельных групп заемщиков. «Основной маркетинговый посыл — кредиты стали доступнее, запускаются спецпрограммы для определенных клиентских сегментов, используются коммуникации интернет-канала, традиционные сезонные акции», — говорит начальник управления розничного кредитования Промсвязьбанка Сергей Ситин.

Не стоит продажникам забывать и о базовых принципах работы, в том числе грамотной локации отделения банка. Вице-президент Инвестбанка Татьяна Федосеева выделяет несколько особенностей, характерных для российской банковской топографии. По ее словам, с точки зрения выбора площадки для розничного банковского отделения российские города делятся на три группы. Первая — города-миллионники с большим количеством торговых центров и зон отдыха. Для мегаполисов, например Москвы и Санкт-Петербурга, самая высокая проходимость потенциальных заемщиков наблюдается в спальных районах и несколько отдаленных от центра активных частях города, где близко друг к другу работают крупные торговые центры, гипермаркеты, развлекательные комплексы. В средних городах, где неплохо развита торговая инфраструктура и работает как минимум 2–3 больших торгово-развлекательных центра, розничные банковские офисы эффективней всего размещать на улицах-«артериях», которые соединяют «магазинные» зоны. И, наконец, в малых городах самый плотный людской поток здесь проходит через главную улицу или площадь города, рядом с которой расположены достопримечательности, большие скверы, фонтаны. «Поэтому в небольших населенных пунктах розничную банковскую точку целесообразней всего разместить вблизи от центральной прогулочной зоны», — резюмирует Татьяна Федосеева.

Кредитный социализм

Среди специализированных групп клиентов банкиры выделяют так называемые социальные нецелевые потребкредитные программы, которые в 2013 году все активнее продвигаются некоторыми игроками рынка. Речь идет о ссудах наличными для пенсионеров, врачей, учителей и прочих слоев населения с социальным подтекстом. Но аналитики призывают бабушек и участковых терапевтов не обольщаться: выгодными условия по большинству таких кредитов не назовешь. «Нецелевые кредиты неработающим студентам не предоставляются, а работающим — на стандартных условиях. Для неработающих пенсионеров предложений не так много — их кредитует чуть более 50 банков. Ставки практически не отличаются от условий для работников по найму», — говорит Елена Сударикова. На скидку в 2–3 п.п. к стандартной ставке могут рассчитывать только бюджетники, продукты для которых, по данным Банки.ру, предлагает около 80 банков. «Такие спецпрограммы должны работать в первую очередь в крупных государственных банках», — считает Антон Маслий.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру