13 февраля Дмитрий Медведев поручил правительству в ближайшее время принять решение по внесению изменений в законодательство об ОСАГО. Минфин ранее уже представил предложение по увеличению лимита выплат. По ущербу жизни и здоровью максимальную компенсацию предлагается поднять со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. А лимит выплат за имущественный вред в ОСАГО - со 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей. Блок поправок также предусматривает двукратное увеличение выплат по европротоколу с 25 тыс. до 50 тыс. рублей. А в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях - до 400 тыс. рублей.
Увеличение страховых сумм не потребует существенного пересмотра тарифов ОСАГО, идут на встречу автолюбителям чиновники. Согласно пояснительной записке к законопроекту, полисы должны подорожать не более чем на четверть. Замминистра финансов Алексей Моисеев при этом утверждает, что сохранение уровня действующих с 2003 года базовых тарифов – задача вполне реальная. Комитет по финансовому рынку Госдумы поддержал этот законопроект для рассмотрения в первом чтении.
Крупнейшие страховщики отреагировали на весть о неподорожании страховок ворохом жалобных писем - в Госдуму, ФСФР, сам Минфин, а также первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Они грозят крахом всей системы автострахования и просят повысить стоимость полисов «автогражданки» на 50% - не меньше. Если сейчас базовая стоимость полиса ОСАГО составляет 1980 рублей, то страховщики хотят поднять ее хотя бы до 2970 рублей.
А что, если правительство не прислушается? Крупнейший участник рынка «Росгосстрах» уже заявил о намерении сократить объемы продаж ОСАГО на территории 28 субъектов РФ. В «Ингосстрахе» тоже предупредили о том, что принятие инициативы Минфина чревато тем, что в отдаленных регионах потребители останутся без полисов автострахования. Парадоксальность ситуации, по мнению главы компании Александра Григорьева, заключается в том, что данные официальной статистики совсем не подтверждают «драматического положения» с убыточностью страховщиков. «Дело в том, что выплаты по моторному страхованию, осуществленные по решениям судов, отражаются в отчетности в специальной графе как судебные расходы, - доказывает страховщик. - Если в 2011 году в целом по рынку таких расходов у автостраховщиков насчитывалось порядка 3 млрд. рублей, то по итогам 2012 года их может уже оказаться около 10 млрд. рублей. Эту цифру по идее следовало бы приплюсовать к общим расходам на урегулирование убытков».
Страховщики драматизируют, полагают многие эксперты. Согласно законодательству, страховщики 77% средств, собранных путем продажи полисов, должны возвращать в виде выплат, напоминает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», депутат Вячеслав Лысаков. И только 23% оставлять себе (20% — на собственное существование и 3% — отдавать в резервные фонды). Но на деле возвращают автомобилистам не более 60%, но никак не 77%, приводит статистические данные эксперт.
К тому же, многие ведущие компании продают ОСАГО для привлечения клиентов, а не ради прибыли.
Увеличение лимитов вовсе не означает, что страховщики будут платить больше. Они привыкли занижать компенсации и уклоняться от выплат, знает координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов. Чтобы добиться компенсации, нужно будет долго и мучительно судиться, напоминает активист.