Налог для бедноты
Инфляция, или, проще говоря, рост потребительских цен — это налог для бедных, как бы ее ни называли экономисты. Она всегда сопровождается ростом цен. Хорошо, когда этот рост умеренный, а бывает и безудержным, за месяцем месяц пожирающим скудные зарплаты и доходы населения. В России с инфляцией борются более 20 лет, причем любой ценой, а воз и ныне там. Цены — не бойцы, которым приказали упасть и отжаться, они и упали… Уровня Европы или США, где цены за год если и подрастают, то на 1—2%, мы так и не достигли.
Между тем Министерство финансов и Банк России все время втюхивают простым людям словесную шелуху: «монетарная политика», «таргетирование инфляции», «стерилизация денежной массы».
Почему не сказать просто и, самое главное, честно: ребята, цены растут из-за отсутствия конкуренции и слабой, неэффективной экономики.
Как можно побороть инфляцию, когда само правительство декларирует: до 2030 года тарифы на электроэнергию и газ для населения буду ежегодно прирастать на 10% при среднегодовой инфляции в 4—6%?!
И это в то время, когда добыча газа и выработка электроэнергетики в стране — в руках естественных монополий. Возможно ли в этих условиях выжить остальным производителям, не монополистам? Если каждый год их продукция и услуги будут дорожать из-за тарифов на газ и электричество, а кошельки населения худеть по тем же самым причинам?
Вот почему борьба с инфляцией должна опираться на мощную антимонопольную политику, развитие конкуренции, пресечение ценовых сговоров, внятное регулирование цен на услуги естественных монополий. Надо связать монополистам руки, пока они нас всех не задушили!
Очевидное — невероятное
Вроде бы очевидные для всех вещи, но правительство почему-то год за годом это все игнорирует. Более того, мы видим, что экономика становится все более и более замонополизированной.
В ряде отраслей складывается либо олигополия из двух-четырех игроков, либо вообще — как в производстве удобрений и нефтехимии — практически полная монополия. Это грозит блокировкой доступа новых участников на эти рынки, взвинчиванием цен. Не будет ни модернизации производства, ни возможности на равных конкурировать с мировыми компаниями.
В какую отрасль экономики ни ткни — везде безудержное укрупнение компаний с госучастием. Крупные игроки ведут себя как кукушата, выбрасывая из «гнезда» более слабых. Мы это видим и в банковском секторе, и на продовольственном рынке, не говоря уже о сырьевом секторе.
Сколько можно политикам и чиновники бороться друг с другом за новые полномочия, бюджетные ассигнования?! Боритесь с монополиями. Будет вам честь и хвала. Подрастет экономика, стабилизируются цены — и вам что-то перепадет обязательно: и новые полномочия, и ассигнования. В таком порядке надо работать, а не наоборот…
Любое правительство, если оно думает о лучшем будущем для страны и народа, обязано стимулировать приток инвестиций в новые технологии и производства. Только так можно снизить издержки и улучшить качество продукции. Других вариантов просто не существует.
От слов «модернизация экономики» давно пора переходить к конкретным делам.
Что сейчас мешает правительству обеспечить конкуренцию в розничной торговле, где идет бесконтрольный процесс объединения розничных сетей? Почему не принять меры и не создать условия для сельхозпроизводителей? Где каналы прямых поставок сельхозпродукции на городские рынки? А ведь это можно сделать без особого труда, если федеральный центр и регионы поддержат создание межрегиональных торгово-закупочных компаний.
Это зримые меры, которые сразу оценят простые люди. И рублем, и избирательными бюллетенями проголосуют за такую политику!
Свободные цены эффективны в теоретических моделях экономики со свободной конкуренцией! В реальной же экономике сразу все упирается в ценообразование существующих монополий.
Гладко на бумаге
«Застой» в экономике всегда характеризуется лихорадочной активностью всякого рода поспешных и поверхностных изменений (вспомним вторую половину 1980-х годов), которая, как чахоточный румянец, есть проявление глубокого нездоровья системы управления. А то, что сейчас за окнами экономический застой, очевидно всем.
Мы знаем, к чему приводит бессистемное реформирование экономики по принципу «Вашингтонского консенсуса» (последовательного дерегулирования хозяйственной деятельности, приватизации госпредприятий) при сохранении раздутого, коррумпированного госаппарата, административных методов «ручного управления». К многочисленным «провалам» и в экономике, и в государстве. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!
Именно это до сих пор не позволяет обеспечить эффективную реализацию научно-производственного, природно-ресурсного и человеческого потенциала. Приводит к его разрушению и деградации.
Массовое уклонение от уплаты налогов, утечка капитала за рубеж, огромные масштабы теневого оборота, криминализация и коррупция — вот плата за высокое налоговое бремя и административную ренту чиновничества. Что, собственно, и влечет падение как эффективности рыночных механизмов, так и дееспособности системы госрегулирования.
Между тем выход из создавшейся институциональной ловушки заключается не в уменьшении экономической свободы или устранении государства из экономики. Успешный экономический рост — это высококонкурентный частный сектор с доминированием капиталистических корпораций и банков. Плюс эффективный механизм рыночного саморегулирования. А еще система эффективных институтов государственного регулирования экономики. Наконец, развитый сектор производства общественных благ: медицины, науки, образования…
В целом Россия пока располагает достаточными валютными резервами и запасами природных ресурсов для финансирования новой индустриализации российской экономики, ее модернизации.
Страна еще не встроена окончательно в глобальные финансовые пирамиды. Это позволяет перекрыть каналы «отравления» собственной финансовой системы спекулятивными «токсичными» инструментами. Переориентировать ее на внутренние источники кредита. Направить сбережения на поддержку инновационной и инвестиционной активности. Природно-сырьевой и оборонный потенциал дает стране возможность для проведения самостоятельной политики.
Даже при негативных сценариях возобновления глобальной рецессии Россия имеет необходимые ресурсы не только для выживания, но и для опережающего развития.
Где деньги, Зин?
Но для «инвестиционного прорыва» само государство и бизнес должны перестать «обескровливать» экономику, вывозить и складировать за границей сотни миллиардов долларов. Корабль с такими дырами ниже ватерлинии далеко не уплывет! Особенно когда все сделки и споры между членами его команды решаются в чужой юрисдикции. Офшоризация прав собственности и правоотношений становится особенно опасной в период глобальной нестабильности, начавшейся в западных странах. На сакральный вопрос «Где деньги, Зин?» сейчас ответ один — в офшорах!
Когда более 80% крупных российских компаний зарегистрировано в виде холдингов в офшорах и там же осуществляет до 80% деловых операций, возникает угроза поглощения и колонизации российской экономики иностранным капиталом. Она существенно обостряется из-за лавинообразно нарастающей эмиссии долларов, сбрасываемых американскими денежными властями за рубеж в целях приобретения реальных активов и товаров, как сырьевых, так и потребительских.
Может, пришла пора возвращать офшорные капиталы в страну вместе с перерегистрацией бизнес-активов на родине? Но не репрессивными мерами, под дулом автомата, а опять же, создавая нормальные условия для развития бизнеса, снижения административного давления, внятной налоговой политики и судебной защиты.
Фига с маслом
Отдельная песня — заработная плата обычных граждан. Минфин и ЦБ говорят: повышение зарплат бюджетникам, пенсионерам, военнослужащим — это новый удар по ценам. Цены подскакивают, инфляция растет. И при этом никто практически не говорит о том, что заработная плата в России — одна из самых низких среди развитых стран. Граждане незаслуженно получают мизерные зарплаты! Да, низкая эффективность труда. Но откуда взяться высокой? Если развитие производства, внедрение новых технологий упирается в монополистов, диктующих рынку свои правила игры — низкую оплату труда. Снова эти монополии и низкие зарплаты! Замкнутый круг.
Надо стимулировать частный бизнес повышать оплаты труда, причем не на 5—10% в год, а зримо, в разы! А правительству — стимулировать такой бизнес, подталкивать его к повышению стоимости труда. К примеру, в той же Европе работники получают по несколько тысяч евро в месяц, и ничего, что там уровень цен выше, чем, скажем, в России. Местные, при их уровне зарплат, этого не чувствуют.
Когда простой россиянин приезжает, к примеру, во Францию, ему, конечно, кажется диким 2—3 евро за какой-то йогурт. А работающие европейцы этого не замечают, для них это — в порядке вещей.
А что у нас получается? Те, кому посчастливилось устроиться на работу в «Газпром» или «Роснефть», получают высокую, по российским мерам, зарплату. А все прочие — фигу с маслом.
Как повысить оплату труда, не разгоняя инфляцию? Простых рецептов, разумеется, нет. Тем не менее варианты, как говорится, возможны. Это, повторюсь, борьба с монополиями, развитие конкуренции — не только за счет увеличения количества мелких и средних предприятий, но и на уровне идей, технологий, инноваций, одним словом. Ничего другого цивилизованный мир еще не придумал!
Глеб ФЕТИСОВ, член-корреспондент РАН, председатель Совета по изучению производительных сил (СОПС) при РАН и Министерстве экономического развития.