Вам когда-нибудь приходили подозрительные эсэмэски на мобильник или письма на рабочий, домашний «ящик» от имени банка, который под благовидным предлогом просит подтвердить данные вашей кредитной карты? Если да, то ваш электронный кошелек скорее всего попал в поле зрения жуликов-«рыбаков». Термин «фишинг» (по-английски fishing — рыбная ловля) означает получение обманным путем личных идентификационных данных обладателя карты.
Порой «рыбаки» вставляют в сообщения ссылки на подставные сайты банков, которые очень похожи на настоящие. Стоит пользователю перейти по ссылку, ему предложат ввести PIN-код и пароль карты. После чего все накопления на пластике оказываются в руках злоумышленников. Что предпринять в данный момент? Лучше всего позвонить в банк и уточнить подозрительный запрос.
Еще одним популярным отъемом денег является фарминг. Жулики распространяют на компьютеры специальные вредоносные программы, которые перенаправляют обращения на поддельные сайты. Под ударом чаще всего оказываются пользователи, которые пожадничали или поленились установить на компьютер качественные антивирусные программы.
«Наиболее распространенный вид банковского мошенничества на сегодняшний день — скимминг. Он предполагает копирование данных банковских карт и создание на основании полученной информации дубликатов карт для использования в мошеннических целях», — сообщил директор департамента карточных и дистанционных технологий Росбанка Андрей Гамольский. С его слов, данные карт злоумышленники получают через специальные считывающие устройства, которые устанавливаются чаще всего на банкоматы и дублируют внешний вид приемных устройств, к примеру, клавиатуры банкомата. Жертвами скимминга чаще всего и являются туристы, которым за рубежом понадобились наличные.
Если вы обнаружили на банкомате подозрительные устройства, от греха подальше отойдите от него и найдите другой. Не стесняйтесь при введении PIN-кода прикрывать клавиатуру рукой, ведь за вашей спиной может оказаться мошенник или установленная им скрытая видеокамера. «Снимать наличные лучше всего днем в банкоматах, расположенных на территории офисов банков», — отметил начальник отдела обеспечения безопасности расчетов по платежным картам «Промсвязьбанка» Геннадий Кузнецов.
По мнению опрошенных «ЭВ» специалистов, карточные махинации наиболее распространены на Украине, в Италии, США, Турции, Шри-Ланке, Египте и странах Юго-Восточной Азии (особенно в Таиланде). «Страны Латинской Америки и США попадают в рисковую категорию с точки зрения компрометации карт в банкоматах и торговых точках (получение информации о любых реквизитах карты или о PIN-коде). Бывает много случаев, когда карта компрометируется в США, а впоследствии используется уже в странах Латинской Америки», — пояснил директор по мониторингу электронного бизнеса «Альфа-Банка» Алексей Голенищев.
Кроме традиционных способов компрометации существуют и экзотические варианты, присущие каждой из стран. «Например, в Турции широкое распространение получила схема использования мошенниками киосков с вывеской банка, которые привлекали клиентов минимальной комиссией за снятие наличных. При этом данные магнитной полосы становились известными мошенникам», — добавила Мария Коханюк из «Абсолют-Банка».
Нелишним будет накануне вояжа проинформировать банк о маршруте передвижений, чтобы его служба безопасности не заблокировала потом вашу транзакцию. Если вы потеряли карту или у вас возникло даже слабое подозрение потери ее персональных данных, немедленно проинформируйте банк.
Светлана Миколенко из Бинбанка и Нина Змановская из Ситибанка рассказали для держателей карт, отправляющихся на отдых за границу, о нескольких простых, но эффективных правилах безопасности:
■ Хранить PIN-код отдельно от карты и никому его не сообщать, в том числе сотрудникам банка.
■ Взять с собой в дорогу не одну, а хотя бы две банковские карты и небольшую сумму наличными. Если данные одной карты попадут в руки мошенников и придется ее заблокировать, вы не останетесь без средств.
■ Не пользоваться сомнительными банкоматами, не имеющими логотип банка и расположенными в малолюдных местах.
■ Контролировать состояние счета карты с помощью услуги эсэмэс-информирования.
■ Установить ежедневный лимит использования денег по карте.
■ Застраховать риск от мошеннических операций по карте.
■ Не перезванивать на телефоны, указанные в эсэмэс-сообщениях, даже если они исходят от имени банка-эмитента карты.
■ Для связи с банком использовать только телефоны службы поддержки клиентов, указанные на оборотной стороне карты.