Ситуация, сложившаяся в Москве, очевиднейшим образом показала, что реально на диагностические линии не заезжала и половина автовладельцев, покупая талоны (до недавнего времени это обходилось гражданам в 3000 рублей, сегодня — в сумму от 4500 до 10 000 “деревянных”, при очень скудном предложении). Оценив масштабы профанации контроля за техсостоянием, Медведев и предложил “или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан”.
С “вообще отменить” — все понятно. А вот фраза “сделать беспроблемным” вызывает большие сомнения. И тут нелишним будет вспомнить еще год назад зависший в первом чтении законопроект “Об обязательном техосмотре транспортных средств в РФ”. Этот документ предполагал вывести процедуру из зоны влияния МВД (о чем вновь заявляет Медведев, забывая, что в законе “О полиции” это уже сделано) и передать его в том числе автодилерам. Тогда президент высказался с резкой критикой документа: “Совмещение видов деятельности может повлечь необъективность оценки технического состояния транспортного средства вследствие возникновения заинтересованности собственников центров”. В общем, о законопроекте забыли.
Хотя логичнее всего, сходится во мнении большинство опрошенных “МК” экспертов, вообще отказаться от процедуры ГТО, как практически не влияющей на безопасность движения.
— Официальной статистики аварий, случившихся по причине неисправности транспортных средств, у нас не ведется, — говорит президент “Движения автомобилистов России” Виктор ПОХМЕЛКИН. — Но, по некоторым данным, эта цифра не превышает 3—4 процентов. Сколько машин, попавших в эти проценты, проходили ГТО — неизвестно. Поэтому от подобной практики мы можем отказаться совершенно безболезненно, оставив ГТО только для пассажирского транспорта и тяжелых грузовиков, участвующих в международном движении. Что, кстати сказать, предусматривает подписанное Россией в 1997 году с 28 странами соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров. Для частного легкового транспорта в документе приведены лишь нормы рекомендательного характера...
Если же говорить о мировой практике, то она весьма разнообразна. В большинстве штатов Америки техосмотра в нашем понимании не существует. В Европе его проводят либо автодилеры, либо общественные структуры типа немецкого ADAC. Но в любом случае правоохранительные органы к процедуре не имеют никакого отношения. К тому же любой заграничный автовладелец знает, что, попав в аварию из-за той или иной неисправности, он будет иметь колоссальные проблемы со страховой компанией, исчисляемые суммами со множеством нулей.
Александр Ростарчук
Талон ТО не подорожает
Столичным чиновникам старого созыва становится все опаснее уезжать в отпуск. Очередным “невозвращенцем” вчера стал глава ГУПа, отвечающего за организацию техосмотра в столице, Игорь Климаков. Сергея Собянина возмутило, что г-н Климаков позволил себе отдыхать, когда вся страна, включая президента, озабочена проблемой инструментального контроля.
В среду на сайте столичного Департамента транспорта появился проект постановления, предлагающий с 1 июля 2011 увеличить стоимость техосмотра в Москве на 35%. Необходимость подорожания в пояснительной записке к документу объяснялась ростом потребительских цен. На традиционной пятничной “оперативке” Сергей Собянин заявил, что Москва не будет поднимать цены на техосмотр, и попросил выступить гендиректора ГУПа “Московская городская служба технического контроля” (МГСТК) Игоря Климакова.
“Где начальник ГУПа, который занимается техосмотром, здесь или нет?” — весьма недружелюбно спросил мэр. И сам себе ответил: “Насколько я знаю, он в отпуске находится. Самое время отдыхать. Может оттуда не возвращаться”. “Замените начальника ГУПа, назначьте нового”, — потребовал Собянин.
Один из участников совещания в мэрии рассказал “МК”, что решение об увольнении Климакова мэр принял еще накануне, поэтому того и не было в зале. “Когда проблему обсуждает вся страна, никто просто так в отпуске не отсиживается”, — уверяет собеседник газеты.
От повышения стоимости техосмотра отказались, основываясь на отрицательном заключении Департамента экономической политики, рассчитывающего справедливость всех городских тарифов. В первом квартале инфляция в Москве составила всего 3,6%, поэтому 35%-ный рост платежей сочли необоснованным.
Вместо повышения расценок Сергей Собянин распорядился увеличить количество пунктов техосмотра, которых сейчас в мегаполисе 75. “У нас некоторые коллеги считают, что этого достаточно. Но, постояв в очередях, мы понимаем, достаточно или нет”, — раздраженно произнес мэр. И продолжил совсем уж грозным голосом: “Устроили там кормушку, дефицит, поголовно взятки берут. Считаю, что ситуация там ненормальная”.
Елена Егорова