В обнимку с законом
Итак, садоводы осознали, что до сих пор не достигли баланса экономических интересов с поставщиками электроэнергии. А судебные разбирательства, как вы уже поняли из предыдущего материала, не всегда ведут к положительному результату. Но помимо использования права на судебную защиту садовод может реализовать и другую свою возможность. В Гражданском кодексе РФ записано, что если потребитель обратился к гарантирующему поставщику с просьбой заключить индивидуальный публичный договор электроснабжения, то поставщик обязан пойти навстречу. Используем это право на основании 26-й статьи закона “Об электроэнергетике”, где отмечено, что договор энергоснабжения может быть заключен любым лицом, если он желает иметь эту услугу от гарантирующего поставщика, при условии, что обратившийся имеет технологическое присоединение к его сетям. То есть заключить индивидуальный договор может любой желающий, имеющий технологическое присоединение, — в нашем случае к сетям МОЭСКа. Такое присоединение имеют все СНТ, иначе в садовые домики не поступало бы электричество.
А теперь — о технических моментах. Когда человек обращается в районное отделение по вопросу заключения договора энергоснабжения, МЭС обязана проверить факт технологического присоединения потенциального потребителя к своим сетям по указанному садоводом адресу.
— Я, например, во всех документах указываю такой адрес: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Ярополецкое, район деревни Ханево, СНТ “Колпяна”. То есть получается, что СНТ является чем-то вроде административно-территориальной единицы. Эта структура записана в правоустанавливающих документах в собственности на землю и на дом, — поясняет председатель “Колпяны” Ольга Назаретян. — МЭС может возникнуть, что между потребителем и МОЭСКом есть еще и внутренние сети СНТ. Но этот факт ни в коем случае не является препятствием для заключения индивидуального договора электроснабжения, и все претензии МЭС будут необоснованны.
Тем более что в статье 37-й закона “Об электроэнергетике” сказано, что “при необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии обратившееся к нему лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор”.
— Прочувствуйте ситуацию! Уникальный случай налицо. Садоводческое товарищество имеет все признаки сетевой организации, а это значит, что все законы на нашей стороне и каждый член СНТ имеет право стать индивидуальным абонентом вдвойне, — говорит Ольга Назаретян.
То есть внутренние сети СНТ являются общей совместной собственностью членов товарищества, потому что люди вносили деньги, участвовали в долевом строительстве этих коммуникаций и обслуживают их за свой счет. А чтобы не быть голословными, обратимся к статье 41 уже, надеюсь, полюбившегося всем закона. Он гласит, что “лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, и не осуществляющие деятельности по передаче электрической энергии таким потребителям в определяемом Правительством Российской Федерации порядке, обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии соответствующему потребителю электрической энергии”.
А здесь мы уже призываем на помощь пункт 52 “Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг”. У садоводческого товарищества должен быть в наличие акт разграничения балансовой принадлежности, где зафиксирована точка подключения к сетям МОЭСКа.
— Когда, окрыленная знаниями о своих правах, я прихожу к районным энергетикам, они моментально пытаются подрезать мне крылья, придумывая немыслимые причины и отговорки. Но я в такие моменты говорю заветную фразу: “Оформите, пожалуйста, свой ответ в письменном виде”, — рассказывает “МК” председатель “Спектра” Маргарита Рекунова. — Эти слова действуют безотказно, никто не хочет подписываться под всякой чушью, а я добиваюсь того, что запланировала.
Ну, за индивидуалов!
Когда представители садоводческих товариществ закинули удочку МЭСу насчет индивидуального абонирования и перехода на сельский тариф, те в ответ парировали, что для членов СНТ такой вариант неприменим. Для этого якобы необходимо выйти из садоводческой организации. Наши энтузиасты немедленно обратились к законодательной базе и выяснили, что доводы МЭС неправомерны.
— Моя ближайшая задача — добиться того, чтобы большинство членов нашего СНТ заключили с МЭСом индивидуальные договора до конца 2012 года. Я говорю — большинство, потому что у нас есть хронические неплательщики, которых я за уши тянуть не буду, — говорит Ольга Назаретян. — И я не хочу, чтобы из-за этих товарищей отключали свет тем, кто добросовестно оплачивает все расходы. В то же время если каждый садовод станет индивидуальным абонентом, то будет хоть какая-то гарантия, что к нему не применят, как это зачастую происходит с юрлицами, несусветный по размеру тариф. Поэтому мы собираемся через год расторгнуть договор электроснабжения как юридическое лицо.
Волнения председателя “Колпяны” небеспочвенны. В статью 23 Закона “Об электроэнергетике” Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ был введен абзац о том, что “государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью с 1 января 2010 года, на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми компаниями, созданными в результате реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации, с 1 января 2011 года осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций”. Что такое “долгосрочные тарифы на основе долгосрочных параметров” — можно только догадываться. Аналитики уже сегодня прогнозируют рост тарифов на электроэнергию в России в 2011 году на 10%.
Известно, что сегодня все расчеты с энергетиками СНТ производит, имея статус юридического лица. То есть членов СНТ приравнивают к категории “население”, но рассчитывают по завышенному городскому тарифу. Заключив с МЭС договор индивидуального абонирования, садовод получает статус физического лица и вправе рассчитывать на применение к нему сельского тарифа, ведь его “апартаменты” расположены в сельской местности. Помимо этого важнейшего преимущества, к физическому лицу не будут предъявлены обязательные оплата потерь и указание значения годового расхода электроэнергии. Абонент будет оплачивать израсходованные киловатты только по счетчику до 10—15-го числа каждого месяца, следующего за расчетным. И это не будет расцениваться как просрочка платежа. Став индивидуалом, садовод будет оплачивать квитанции самостоятельно и ежемесячно.
Если индивидуальные договора заключат лишь отдельные представители СНТ, проблема тоже решаема. Вопрос с освещением территорий и улиц садоводческого товарищества также несложен. Один из вариантов — это заключение с МЭС договора только на обеспечение освещения. Председатели СНТ считают, что с переходом на индивидуальный режим, воровства электроэнергии станет значительно меньше. Тем более что МЭС уже ведет борьбу с этим явлением, устанавливая абонентам спецсчетчики с ЧИПами и получая информацию о расходе электричества в режиме онлайн. На пока оЧИПят все СНТ, воды утечет немало.
Понятно, что по большому счету вариант индивидуального абонирования каждого члена СНТ — самый перспективный. Но этапу заключения садоводом индивидуального публичного договора с МЭС предшествует подготовительный этап — проведение электропроводки на участке, в доме и дополнительных постройках к существующему техническому стандарту, а также сбор необходимых документов.
Подготовительный этап
— Трудно представить, сколько садовых домиков сгорело по причине халтурной электропроводки. Поэтому советую всем СНТ привести в порядок свои электрические точки — электрообеспечение на участках, — говорит председатель СНТ “Урожайное” Александр Лисин. — Прежде чем запускать процесс индивидуального абонирования, председатель СНТ должен быть уверен, что человек подготовил у себя электропроводку в соответствии с правилами эксплуатации электроприборов. А это значит, что счетчик у абонента должен быть электронным, иметь второй класс точности. Розеточная группа, верхняя проводка выполнены в соответствии с ГОСТом и т.п. Только после этого можно подписывать внутренний акт разграничения балансовой принадлежности.
В общем, после приведения в порядок своего электрохозяйства и, конечно же, уплаты всех необходимых членских взносов можно приступать к формированию пакета документов. Стандартный набор может включать в себя два акта разграничения балансовой принадлежности электросетей: первый — между СНТ и МЭС, второй — между СНТ и садоводом. В пакет должен входить и документ о том, что электрохозяйство абонента соответствует действующим техническим нормам. Помимо этого должны быть приложены документы о правах собственности и удостоверяющие личность. По мере необходимости в “пакет” можно добавить и дополнительные материалы. Только после этого садовод пишет заявление и отправляется с нужными бумагами в МЭС.
— Каждый садовод может справиться с этой задачей в разные сроки. Для себя я прикинула, что если основная часть членов нашего СНТ захочет перейти на индивидуальное абонирование, то для этого понадобится год, — считает Ольга Назаретян. — В одиночку, возможно, получится быстрее, но я думаю, лучше действовать сообща. Я как председатель планирую оказывать помощь в подготовке необходимых документов всем добросовестным членам нашего товарищества. Мы уже давно обзавелись необходимой техникой: компьютером, сканером, интернет-модемом и т.п. Изучая вопрос, я выяснила, что существует еще один способ решения энергетических проблем садоводов. Это вариант объединения всех электросетей подмосковных СНТ в единую сетевую организацию, которая станет альтернативой сетям МОЭСКа. На горизонте даже замаячили структуры, готовые взяться уже сейчас за воплощение этой идеи.
Кстати, основные “принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике — это достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение социальной защиты граждан Российской Федерации от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию; обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка”. Думаю, вы уже догадались, откуда мы взяли эту цитату? Конечно же, из ФЗ №35. В общем, и на закон надейся, и сам не плошай. От души желаем успеха в борьбе за свои права и ждем ваших откликов на эту тему.