Тольяттинский автогигант признал факт, и без того известный миллионам российских автомобилей. Оказывается, концерн выпускал некачественные автомобили. Но теперь у него есть план действий.
Крупнейший в РФ производитель авто заявил, что выпускает автомобили "чрезвычайно низкого" качества, и признал себя неэффективным почти по всем пунктам. Такие откровения содержатся, в презентации бизнес-плана завода, попавшей в распоряжение Reuters. В документе, подготовленном для вице-премьера РФ Игоря Шувалова, АвтоВАЗ просит также 70 миллиардов рублей госпомощи.
По мнению авторов презентации, плохое качество Lada объясняется "низким качеством покупных комплектующих". АвтоВАЗ так и остался зависимым от монопольных поставщиков, не смог наладить систему "узловой сборки и поставки", говорится в документе.
Собственная дилерская сеть АвтоВАЗа остается "неэффективной", экспорт - "заброшенным", восприятие марки - "неудовлетворительным". При этом сбыт ориентирован "на возможности производства, а не на заказ потребителя", а в объеме поставок Lada на региональные рынки и их потенциале наблюдается "дисбаланс", сообщают авторы.
Отметим, что ни приход государства к управлению АвтоВАЗом в начале 2006 года, ни стратегическое партнерство с французским Renault, купившим 25% акций российского автогиганта в начале 2008 года, не сделали производство завода эффективным. Предприятие имеет отрицательную рентабельность операционной деятельности, высочайшую долговую нагрузку, а также лишено собственных средств на развитие.
В текущем году предприятие понесет операционный убыток в размере 35,7 миллиарда рублей, а в 2010 году, даже при условии госпомощи, - 8,7 миллиарда. На конец 2009 года общий долг АвтоВАЗа составит 83,96 миллиарда рублей.
АвтоВАЗ признал также, что у него отсутствуют "четкие цели и стратегия". Но в самой презентации цели уже сформулированы. Первая из них - "избежать банкротства и обеспечить положительную доходность на вложенный капитал". Кроме того, АвтоВАЗ хочет "кардинально повысить качество", обновить модельный ряд, поставив на конвейер к 2014 году три модели, реорганизовать производство, повысив производительность труда, сохранить лидерство на рынке.
В обновлении модельного ряда АвтоВАЗ хочет сфокусироваться на "ультрабюджетных" (до 250000 рублей) и "бюджетных" (250000-400000 рублей) моделях и допускает, что ему возможно удастся выйти в "стандартный" сегмент (стоимостью более 400000 рублей).
Ультрабюджетный сегмент базируется на существующих моделях - "классике" и семействе Samara. Стратегия АвтоВАЗа в этом сегменте, названном "приоритетным", предполагает постановку в производство в 2012 году новой модели на платформе Kalina по цене от 190.000 до 225.000 рублей и себестоимостью 147.000 рублей.
Пока предварительный расчет дает себестоимость модели в размере 170000 рублей, законченного технического решения по ней нет, к тому же, автомобиль будет конкурировать с подержанными машинами, отмечается в презентации. Модель должна будет заменить Kalina и выпускаться в объеме 300000 штук в год.
Второй сегмент - автомобили класса B на совместной со стратегическими партнерами Renault и Nissan платформе B0 на замену Lada Priora. Инвестиции в этот проект АвтоВАЗ хотел бы разделить с Renault. Но это только один из "возможных проектов", говорится в презентации, бизнес-оценка по нему пока не готова.