Старикам здесь не место?

На рынке труда образовался опасный прецедент

тестовый баннер под заглавное изображение

Президент Волжского автозавода Игорь Комаров подписал приказ об увольнении 5 тысяч сотрудников. Вместе с этим он объявил об отмене с 14 декабря 2009 года приказа №310, который регламентировал переход АвтоВАЗа на неполную рабочую неделю.

Сокращения озаглавили по-кризисному солидно — оптимизацией численности руководителей, специалистов и служащих. Проводиться оптимизация будет, прежде всего, за счет работников пенсионного возраста, подчеркивает пресс-служба автогиганта. В «черные списки» попали 5 тысяч человек. Сейчас руководством завода рассматривается вопрос о возможности увольнения еще 30 тысяч человек, о чем, согласно некоторым сведениям, оно уже сообщило федеральному центру в лице Минздравсоцразвития. Очевидно, было решено, что лучше платить меньшему числу людей, но полную зарплату, чем большому штату, но жалкие копейки.

Как только приказ об увольнениях был подписан, о нем заговорили как об опасном прецеденте, который повлечет за собой сокращения и на других производствах, и, соответственно, лавинный рост безработицы. Определенную пищу для ума дала и глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, объявившая об ожидании ее ведомством значительного роста безработицы осенью. К тому же прозвучали оба тревожных заявления с разницей буквально в несколько часов. «МК» поинтересовался у экспертов: насколько вероятно, что примеру флагмана российского автопрома последуют другие предприятия, и стоит ли ждать обвала рынка труда?

Эксперты «МК»:

Сергей Смирнов, директор Института социальной политики ГУ ВШЭ:

— Мы можем получить совершенно определенный тренд – освобождение от работников пенсионных возрастов. На АвтоВАЗе соблюдается основное условие – они в принципе имеют полное юридическое право уволить пенсионеров. И особой нагрузки на рынок труда это не создаст, поскольку работникам пенсионного возраста государственная служба занятости не обязана искать работу. Они могут встать на учет, но без пособия по безработице и всего прочего. ВАЗ делает очень неглупый ход в том смысле, что с юридической и законодательной точки зрения к ним не придерешься. Если будет подъем АвтоВАЗа, в чем я лично очень сомневаюсь, работников могут взять обратно. Мол, да что вы, Иван Иванович, мы вас всегда вернем при вашем опыте и квалификации. Эти сокращения не создают дополнительной нагрузки на рынок труда, а только относительно небольшую на пенсионный фонд РФ. У ВАЗа 17 тысяч пенсионеров, увольняют 5, останется 12, исходя из голой арифметики. А насчет 30 тысяч, о которых сейчас говорят, думаю, что никто не позволит такое количество работников выпихнуть на улицу. Если это действительно случится, то это создаст серьезные проблемы. Но если они ограничатся только сокращением пенсионеров, то ничего революционного не произойдет. Для остальных, конечно, а не для семей пенсионеров.

Что касается заявлений Голиковой, то с АвтоВАЗом это никак не связано, потому что те 5 тысяч, при условии, что эти работники будут пенсионного возраста, на рынок труда не попадут и не будут зарегистрированы в виде безработных. Ведь служба занятости не обязана пенсионерам предоставлять вакансии, в отличие от лиц трудоспособного возраста.

Евгений Гонтмахер, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений:

— Кризис в России выходит на новый уровень. С точки зрения рынка труда это означает следующее. У нас на протяжении открытой фазы кризиса, то есть года, у большинства предприятий были резервы для того, чтобы придерживать высвобождение персонала. Переводили на укороченную рабочую неделю, административные отпуска, на автопредприятиях просто закрывали конвейер, и люди получали минимальную зарплату, но не числились безработными. Сейчас же подошла уже стадия, когда даже на это нет денег. Общеэкономическая ситуация не улучшается, источников денег для предприятий, которые бы позволили и дальше поддерживать символическую занятость, уже нет. Поэтому сейчас предприятия стоят перед дилеммой. Если они и дальше будут придерживать лишний персонал, они будут банкротиться. Иной вариант – такие, достаточно массовые, сокращения. АвтоВАЗ только начал, президент подписал только 5 тысяч пока, а они планируют треть от общей численности. Причем ВАЗ находится на особом, привилегированном положении, ему выделили несколько десятков миллиардов рублей на поддержание его жизнеспособности. И даже они не могут уже себе позволить держать людей просто так, хотя бы за мизерные деньги. А если взять предприятие, о котором мы никогда не слышали, которому государство не помогает никакими деньгами?

При этом весь год на предприятия оказывалось административное давление со стороны губернаторов. Мол, ты не увольняй, ты мне портишь статистику, меня могут из-за этого снять. И они из последних сил пытались держаться. Но теперь и у губернаторов есть оправдания. Поэтому прогноз Голиковой правильный. Есть также прогноз ФНПР о том, что будут массовые сокращения этой осенью, вопрос только в масштабе. Надо учитывать, что у нас сейчас, по официальной статистике, более двух миллионов работающих находятся в подвешенном состоянии – те, кто работает неполный рабочий день, находится в административных отпуска и т.д. Это немало. И эти люди осенью могут интенсивно посыпаться на улицу. Поэтому вопрос только в масштабах роста безработицы, который будет осенью. Сейчас Минздравсоцразвития прогнозирует рост до официальной безработицы на уровне 2,8 млн. человек. С этим можно поспорить – я думаю, что будет за три миллиона официально зарегистрированных безработных.

* Напомним, по данным Минздравсоцразвития сейчас в стране официально зарегистрировано 2,1 млн. человек — «МК»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру