Кто будет следующим?

Страну могут ждать очередные катастрофы

Как и предположил “МК” во вчерашнем номере, появившиеся сообщения о причинах трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС делают версию гидроудара не самой вероятной в ряду других. Между тем урок СШГЭС не должен пройти бесследно. Иначе страну могут ждать очередные катастрофы. До которых рукой подать.  

Вчера член правления “РусГидро”, бывший генеральный директор ГЭС Александр Толошинов заявил: “Произошло разрушение турбины в машинном зале. Приборы показали, что это не гидроудар, а срыв крышки турбины в машинном зале”.  

Теоретически крышку, наверное, могло сорвать и от гидроудара. Но его должны были зафиксировать приборы. А приборы, как следует из слов г-на Толошинова, этого не заметили. Правда, Толошинова сразу же одернули: не стоит-де пока говорить о причинах.  

Но даже если брать версию гидроудара, или, говоря попросту, резкого скачка давления в ограниченном пространстве, заполненном жидкостью, то и тут не могло обойтись без ошибок в эксплуатации или каких-то неправильных действий людей. Гидроудар, как правило, происходит в направлении, обратном первоначальному движению, из-за того, что либо резко увеличивается объем воды, либо перед потоком возникает какое-то препятствие, которое не позволяет проходить этому объему. 
 
Как следует из стенограммы совещания, проведенного премьер-министром по ситуации с СШГЭС, приток воды в Енисее не был чем-то из ряда вон выходящим.  

Главный инженер станции А.Н.Митрофанов докладывает Путину:  

— В 12 часов 07 минут были открыты все 11 затворов на водосливной плотине, восстановлен водный баланс — тот, который был до аварийной ситуации на станции. В настоящее время все 11 затворов открыты, суммарный сброс через сооружения по воде — 2620 кубических метров в секунду.  

Его слова подтверждает Данияр Сафиуллин, начальник Сибирского регионального центра МЧС:  

— Затворы подняты, и вода идет нормальным потоком... Расход составляет 2620 кубических метров в секунду, это нормальная величина — идет сброс.  

Запомним эти цифры. Поскольку станция прекратила работу совсем, это весь водный поток Енисея в районе станции. Несмотря на разговоры о повышенном притоке реки в этом году, ни с какими из по-настоящему экстремальных показателей эта цифра не идет ни в какое сравнение. Так, например, при пропуске паводка 1985 года плотина столкнулась с расходами в 4500 куб. м/сек. А ведь часть воды шла и по водоотводам на турбины. В 1988 году расход составил во время паводка 4400 куб. м/сек. Да, паводок нанес некий ущерб, ремонтные работы шли в общей сложности около 5 лет, но на функциональной деятельности станции это не отражалось.  

Может быть, причина случившегося заключается в том, что в свете построения новой рыночной экономики у нас стали доминировать финансовые менеджеры, а не профессионалы? Что стало отражаться на надежности и безопасности отечественных предприятий. И речь не только о гидроэлектроэнергетике. Хотя СШГЭС тут лишь подтверждает общую тенденцию.  

В 2006 году специалисты СШГЭС констатировали: “Износ гидротурбин Саяно-Шушенской ГЭС составляет на сегодняшний день более 60%, гидрогенераторов — 40—60%, высоковольтных выключателей — до 80%. Если же говорить об АСУ-ТП, устройствах технологической и системной автоматики, релейной защиты элементов электрической схемы ГЭС, устройствах системы возбуждения гидроагрегатов, а также информационных системах и сигнализации, то в этом случае прежде всего надо признать 100% морального износа”.  

Они же тогда же писали: “Почти половина гидротурбин Саяно-Шушенской ГЭС имеет наработку более 90 тыс. час. (…) После наработки в среднем 50 тыс. час. объемы ремонтных работ значительно увеличились. При наработке после ремонта 9—10 тыс. час. приходится выполнять массовые и регулярные работы по заварке трещин и кавитации на лопастях рабочих колес”.  

Не сказать, что руководство предприятия не знало о ситуации или сидело сложа руки. Нет, в Саяно-Шушенском филиале “РусГидро” была принята целая программа по модернизации и техническому перевооружению. По плану на этот год ее объем составил 414 млн. 141,4 тыс. рублей. Но вот беда, а вернее, болезнь нашей олигархической экономики: осуществлялась программа перевооружения исключительно за счет амортизации. То есть в пределах тех сумм, которые позволяют отнести на эту статью Налоговый кодекс. По сути — по остаточному принципу. Не столько, сколько надо, а сколько удается сэкономить. А ведь не сказать, что та же компания “РусГидро” бедствует. По итогам III квартала чистая прибыль этой организации составила 12 млрд. 317,5 млн. рублей. Но ни рубля из прибыли, ни рубля в течение всего года не было запланировано на техперевооружение или повышение безопасности той же СШГЭС. В общем, на фига нам террористы, когда производствами рулят финансисты…  

Сейчас ответственные чиновники бодро рапортуют Путину: задействованы, мол, все резервные возможности суммарной мощностью 4500 мВт, восстановлено нормальное электроснабжение. Извините, но мощность Саяно-Шушенской ГЭС была 6400 мВт, то есть в 1,42 раза больше. А с учетом того, что станция все лето давала рекордные показатели, работая с максимальной нагрузкой, дефицит электроэнергии все же есть.  

Но важнее даже другое. Все эти резервы на самом деле — это так же славное советское прошлое. На них оборудование, наверное, не менее изношено, чем на СШГЭС. А потому не слишком ли рискованно давать ему нагрузку в 100% (а у нас могут и более)? И кто даст гарантию, что завтра не “полетит” Майнская ГЭС, или Красноярская ГРЭС-2, или еще какая? В условиях надвигающейся сибирской зимы попытки приукрасить действительность могут стоить стране еще дороже, чем нынешняя катастрофа. Последствия которой уже оцениваются в десятки миллиардов рублей.  

Тем более что СШГЭС явно не выйдет даже на половину своей мощности в течение года, а то и двух. Тем более что сейчас гораздо более насущная задача — достройка системы берегового водосброса, чтобы СШГЭС смогла без последствий пропустить через себя паводок-2010.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру