Экономика России будет под Росстат

Выход страны из кризиса близок. Но увидят его только статистики

Ловкая публика работает в российских экономических ведомствах. Год назад в статье “Новое слово на букву “С” (“МК” от 8 августа 2008 г.) мы говорили, что наша экономика находится на пороге стагфляции — промышленного спада, помноженного на рост безработицы и цен. И основной приметой надвигающегося кризиса называли как раз падение производства.

Читая только что опубликованный отчет Росстата за первое полугодие-2009, понимаешь: мы были правы в своих грустных прогнозах. Даже максимально высушенные статистиками цифры это полностью подтверждают. Страна теряет свою промышленность на глазах. Но скоро эти потери на бумаге будут не столь заметны.  

Если в прошлом году по итогам I полугодия российская промышленность продемонстрировала рост в 8,4% (хотя во втором квартале от месяца к месяцу производство непрерывно сжималось), то в этом году промышленность рухнула на 21,3%. Больше всего пострадали отрасли по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования (-39,9%), транспортных средств (-39,1%), а также прочих машин и оборудования — станков, тракторов, кранов (-34,6%). Хорошо это или плохо?  

Продукция этих отраслей — инвестиционная, приобретаемая предприятиями для будущего роста. Но сегодня у бизнеса банально нет денег: по сравнению с маем-2008 в мае-2009 общая просроченная кредиторская задолженность выросла на 32,4%. Итог: в первом полугодии-2009 инвестиции составили 81,2% от прошлогоднего показателя. Это очень серьезное падение. Оно означает, что даже когда кризис на Западе пойдет на убыль, российская промышленность еще долго будет изыскивать ресурсы для восстановления.  

Падение показателей развития промышленности логично обрушило статистику грузооборота транспорта в России: по итогам I полугодия снижение вылилось в 17,5%, а железная дорога перевезла и вовсе на 21,1% меньше по сравнению с первой половиной прошлого года.  

В последнее время руководство корпораций настойчиво требует от государства финансовой помощи. Вот бы узнать, что будет перевозиться, если помощь все же будет оказана. Воздух?  

В добыче полезных ископаемых сносное положение лишь в “нефтянке”. По итогам полугодия прирост составил 0,1% — как говорится, пустячок, а приятно. Большую неприятность принесла газовая отрасль: снижение добычи природного газа по итогам первых шести месяцев составило 20,8%. Хуже, чем у “национального достояния”, дела только в добыче нерудных строительных материалов — там производство сократилось почти в 2 раза (на 45,1%).  

Кстати, о стройке, одном из двух локомотивов былого экономического роста. Падение темпов строительства в первом полугодии составило 19,3%. В жилищном строительстве на полугодовой круг все более или менее пристойно (ввод в действие жилых домов уменьшился всего на 0,3%), однако нынче ни для кого не секрет, что практически все частные строительные проекты заморожены, и жилье возводится лишь по государственному заказу. Неудивительно, что в июне количество сданного жилья уменьшилось сразу на 13%.  

Положение второго локомотива экономики — торгового — также не ахти. В I квартале розничная торговля еще как-то держалась (снижение составило незначимые 0,1%), но уже во II квартале все встало на свои места: розничный товарооборот сократился на 5,6%. Да и странно было бы наблюдать иную картину, если учесть, что реальная зарплата в стране серьезно снизилась (хотя, по неизвестно от каких россиян полученным данным Росстата, всего на… 2,8%).  

Но еще хуже себя чувствует внешняя торговля: в июне этого года по сравнению с прошлым июнем экспорт составил всего 53,4%, импорт — 56,7%. А ведь таможенные доходы в прошлом году дали 50,7% всех доходов федерального бюджета.  

Если обратиться к социальным проблемам, то главная среди них — безработица. И тут Росстат излучает оптимизм: в июне этого года количество безработных составило 6,3 млн. человек, снизившись по сравнению с маем сразу на 191 тысячу. Однако мало кто знает, что Росстат относит к безработным лишь тех, у кого нет вообще никаких источников доходов — ни легальных, ни “неформальных”, ни постоянных, ни временных. Летом численность таких горемык неизменно снижается, чтобы снова вырасти осенью. Неужели о столь простых вещах в правительстве ничего не знают? По-видимому, нет, раз отдельные члены кабинета позволяют себе говорить о том, что “пик безработицы пройден”.  

В отличие от правительственных чиновников будем честны: в ближайшие годы надеяться на восстановление российского экономического потенциала не стоит. Хотя бы потому, что экономика страны ориентирована в лучшем случае на переработку сырья в полуфабрикаты, а в худшем — на поставку полезных ископаемых за границу в “сыром виде”.  

Отраслей промышленности, завязанных на внутренний рынок, сегодня почти нет. “Пищевка”? А 75% импортного продовольствия в крупных городах? Фармацевтика? А 70% лекарств, поступающих из-за границы? Легкая промышленность? А 90% обуви, также поставляемой из-за рубежа? Автопром? Не будем о совсем уж грустном…  

Скоро, однако, Росстату, которому, конечно, не хочется совсем уж портить настроение россиянам, станет полегче. Пресловутый “поиск дна” российской экономикой будет продолжаться как минимум до ноября. Почему? Потому что статистики сравнивают показатели текущего года с прошлым (май — с маем, июнь — с июнем…).  

Провал в экономике начался в ноябре-2008. Так что в нынешнем ноябре по сравнению с прошлогодним разница будет уже не столь явной. И в конце года мы услышим от властей, что “дно кризиса” наконец достигнуто. Хорошо бы они сказали, сколько нам с такой экономикой ползти по этому дну.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру