— В конце ноября прошел форум «Опоры России» и АСИ «Территория бизнеса — территория жизни» с участием представителей Минэкономразвития, Минфина, ФНС, ФАС, первого зампреда Правительства РФ Игоря Шувалова. Среди решений, которые получили наибольший резонанс: введение 2-летних налоговых каникул для начинающих ИП и выделение 100 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на кредитование МСП. Когда бизнес сможет почувствовать какой-то эффект?
— На апробирование налоговых каникул в пилотных регионах понадобится не меньше года. Я надеюсь, что такая мера стимулирует выход предпринимательского сообщества из тени и будет очень полезна прежде всего для глубинки. Но это длительный процесс: предприниматели — люди опасливые, им важно, чтобы правила игры были неизменны, а ситуация со страховыми взносами в провинции, где бизнес зарабатывает считанные рубли, отбросила усилия последних лет назад. В Москве, конечно, степень доходности компаний выше, не думаю, что столица попадет в число пилотных площадок по новому законопроекту.
С кредитами многое будет ясно, когда определят механизмы передачи денег, кто будет выдавать средства и под какие проценты. Нужно жесткое стимулирование со стороны ЦБ, чтобы банки снизили процентные ставки до предполагаемых 10%. У малых предприятий, как правило, нет достаточного залога и такой прибыли, чтобы оплачивать нынешние 20% годовых.
— Чем вашей организации запомнился 2013 год в Москве?
— Если смотреть по горячим следам, сейчас наконец подключим два объекта к системе газоснабжения: аутлет во Внукове (европейский формат торговли с небольшими магазинами, уже полтора года не могут получить газ) и еще один социальный объект на новых территориях (школа). В ручном режиме переделываем «нормативку» и пытаемся убедить Департамент топливно-энергетического хозяйства в упрощении процедур. Кафе и рестораны теперь могут готовить быстрее и дешевле, пропускать больше клиентов — мэр поддержал предпринимателей, отменив распоряжение Юрия Лужкова, которое запрещало подведение магистрального газа в предприятия общепита, расположенные в жилых домах.
— Неужели могут понизиться цены?
— Во всяком случае, снизятся затраты рестораторов, а значит, и себестоимость блюд. (По оценкам экспертов, в среднем газификация одного заведения обходится владельцу в 1 млн рублей, при этом на проектирование и согласование в инстанциях уходило до года, в то же время за 1 киловатт подключаемой мощности надо платить около 100 тыс. рублей, что приводило в том числе к несанкционированной установке газовых баллонов. — «МК»).
Какие еще достижения? Частные клиники получили возможность работать в системе ОМС. То есть фактически они смогут компенсировать часть расходов за прием пациентов в Фонде обязательного медицинского страхования. Соответственно, у москвичей появляется право обращаться с полисами ОМС к услугам лицензированных негосударственных учреждений.
Много внимания уделялось поддержке предпринимателей-инвалидов. Сколько в столице таких людей, статистика не ведется, но это очень актуальная тема — они не хотят быть нахлебниками у государства, и важно облегчить им предпринимательскую деятельность. По соглашению с заммэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Натальей Сергуниной была создана специализированная комиссия в московском отделении «Опоры России», которая будет рассматривать представляемые бизнесменами пакеты документов на выдачу госпреференций в сфере мелкорозничной торговли, и только потом власти станут принимать окончательное решение. Это должно уменьшить злоупотребления и коррупционную составляющую. Раньше были лица, которые получали по 10 преференций, то есть 10 объектов мелкорозничной торговли без аукционов, а некоторые не могли попасть в эту схему никогда.
В этом году в июне должна была закончиться так называемая льготная приватизация (выкуп недвижимого государственного и муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего бизнеса. — «МК»), но Москва выступила в Госдуме с инициативой продлить закон №159-ФЗ, и предприниматели получили возможность решить свои вопросы до 1 июля 2015 года. Причем если до этого приватизацией воспользовались единицы, теперь процедура четко регламентирована, размер арендуемых площадей не ограничен, дается трехлетняя рассрочка по оплате, предприниматели имеют право обжаловать не самую удачную оценку имущества, привлекая независимых оценщиков, оспорить решение в суде.
С 2014 года появятся изменения в налогообложении недвижимого имущества: налог составит не 2,2% от балансовой стоимости, а 0,9% от кадастровой. На первом этапе под действие закона попадет только офисная и торговая недвижимость площадью более 5 тыс. кв. метров, так что, надеемся, малые предприниматели не слишком пострадают, хотя есть опасность, что собственники зданий — а их около 2 тысяч по всей Москве — могут увеличить аренду, поэтому ведем мониторинг. Вместе с тем удалось добиться для столичного малого бизнеса налогового вычета: налог надо будет платить не со всей площади, а лишь с той, что превышает 300 кв.м. Допустим, если у вас 450 кв. метров, то 300 вычтут, а со 150 заплатите.
Очень важно, что власти все-таки смогли сохранить льготную ставку аренды субъектам малого предпринимательства — 3,5 тыс. рублей — и готовы продлить ее для ряда предприятий (в сфере здравоохранения, образования, социальной торговли, бытового обслуживания и т.д.) в новом году. Вопрос сложный. Игнорировать рыночные условия нельзя, в Москве арендные ставки достаточно высокие, но, с другой стороны, поддержка малого бизнеса — это еще и политический аспект, иначе останутся только крупные компании.
— Вы входите в городской штаб по защите прав предпринимателей, какие результаты отметите?
— Рост России в рейтинге «Doing Business-2014» по показателю «Подключение к сетям» составил 67 ступенек, со 184-го на 117-е место. Поскольку эксперты Всемирного банка ведут расчет по Москве, то очевидны заслуги столичных властей в разработке ясной схемы доступа к электросетям. У меня два месяца жизни ушло на деятельность в рабочей группе, потребовалось колоссальное перелопачивание всей нормативной документации. Сегодня объекты мелкой розницы обеспечены легальным доступом к электричеству. В то же время работа в этом направлении продолжается, буквально на прошлой неделе обсуждали существующие трудности с МОЭСК: чтобы поставить сети, им нужно получить в мэрии документы на строительство, а это фактически то же самое, что получить документы на строительство многоэтажного дома…
— Вы же еще и в Общественном совете по защите малого и среднего бизнеса при прокуроре Москвы…
— Да, кстати, в этом году произошел беспрецедентный случай: если раньше предприниматели ходили в прокуратуру, просили о чем-то, в лучшем случае выступали в общественных советах, то теперь прокурор Сергей Куденеев с руководителями всех окружных управлений пришел в отделение нашей организации и в открытом диалоге отвечал на вопросы предпринимателей. Это посыл всем городским прокуратурам — реагировать молниеносно на обращения бизнесменов. В том числе когда речь идет о правомерности проверок. И мы также готовы оказывать здесь содействие, отстаивать интересы малых компаний.
— Насколько острой окажется для Москвы ситуация, если следственным органам передадут право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, не дожидаясь решения налоговой инспекции?
— Сейчас отношение к бизнесу в городе более-менее лояльное, но подобная инициатива действительно может стать шагом назад, вернуть к массовым злоупотреблениям. Президенту доложили: якобы не могут собрать налоговые недоимки. Но почему бы тогда не поискать причину в механизмах службы налоговых приставов? На данный момент президент услышал опасения бизнес-сообщества и сказал, что готов рассматривать более мягкий вариант.
— Сегодня доля малого бизнеса в ВРП Москвы раза в два уступает аналогичным европейским показателям. Какие вы видите источники роста?
— Прежде всего бизнесу нужно спокойствие. Согласен, мегаполис развивается, условия жизни меняются, возможно, надо закрывать рынки, но под это надо создавать дополнительные программы стимулирования бизнеса, развивать франшизу в разных отраслях. Всем известны удачные примеры уличного фастфуда. Мы стараемся разработать механизм, при котором предприниматели могли бы прийти и получить готовый алгоритм бизнеса, понимали, какой будет результат на выходе, и знали, что рядом есть банк, готовый их прокредитовать, если они будут четко придерживаться плана.
Сейчас достаточно активно взаимодействуем с Департаментом торговли и услуг Москвы, поскольку заканчиваются договоры предпринимателей, которые три года назад выиграли конкурсные места для размещения объектов мелкорозничной торговли, и очень важно, какой будет программа на будущее.
Теневой сектор в Москве с изменением политики властей становится все меньше. Если удастся правильно настроить работу с мигрантами, сделать процедуру максимально прозрачной для бизнеса и чиновников, то криминальные денежные потоки будут пресечены, а бюджет получит весомое пополнение.
Что касается мелких предпринимателей, таких как репетиторы, массажисты, стилисты, парикмахеры, которые сейчас зачастую нигде не зарегистрированы, — здесь, мне кажется, надо идти не по пути ужесточения контроля или устрашения, а мягко прививать налоговую культуру. Сейчас введены патенты, но эту процедуру надо упрощать, чтобы человек мог распечатать квитанцию и оплатить в банке, скажем, символические 100 рублей — не ходить ни в какие налоговые органы, ничего не оформлять, заниматься своей работой. Заплатил — получил индульгенцию, встал на учет. Опыт 13-процентного подоходного налога показал: чем адекватнее система, тем реже ищут пути ухода от нее.
Цитата
«Игнорировать рыночные условия нельзя, но, с другой стороны, поддержка малого бизнеса — это еще и политический аспект, иначе останутся только крупные компании».