Кто станет жертвой «обрезания»?

Путину предложили выбор между гражданами и политическими амбициями

Россия живет не по карману, решило правительство при моральной поддержке президента. Сначала на 5% подрежут «незащищенные статьи» бюджетных расходов, а в перспективе Министерство финансов готовит масштабное наступление на и без того тощие кошельки пенсионеров, льготников и прочую соцсферу, которая у нас формально числится приоритетом. Ведомство Антона Силуанова при этом отталкивалось от предложений экспертов, некоторые из которых решено было даже ужесточить. Почему оборона и пафосные стройки оказались не в первой очереди на «урезание»? Что грозит социально незащищенному населению? Намерения чиновников «МК» разъяснил один из «советчиков» Минфину, зав. лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е.Гайдара Владимир НАЗАРОВ.

Путину предложили выбор между гражданами и политическими амбициями

Оптимизация в двух жанрах

 

— Давайте сразу разберемся: нужно ли вообще сокращать расходы? При таких-то ценах на нефть…

— Они-то как раз и показали, что оптимизация расходов необходима. Нефть оказалась существенно дороже, чем прогнозировали в начале года: в бюджет закладывали $97 за баррель, а сейчас мы видим $107 в среднем за полугодие. При таких условиях логично бы ожидать высоких темпов роста экономики, однако на деле происходит наоборот — их замедление. Отсюда можно сделать простой вывод: бюджет зависит исключительно от нефтяной ренты, притом что вся остальная налоговая база не растет практически вовсе. В частности, сильно падает налог на прибыль, подрывая региональные бюджеты, весьма медленно растут НДФЛ и страховые взносы. Бюджет при этом фактически сводится в ноль. Очевидно, что так долго продолжаться не может — и если в среднесрочной перспективе нефтяные цены все-таки пойдут вниз, бюджет разбалансируется. Поэтому вполне логично, что Министерство финансов ставит вопрос о сокращении расходов.

Делает это оно в двух жанрах. Первый — доклад президенту, где министерство говорит о необходимости структурных реформ в пенсионной системе, образовании и здравоохранении. Это те длинные обязательства, которые быстро отменить и пересмотреть невозможно. Но думать об этом надо уже сейчас. Второй — разнарядка на краткосрочную перспективу: «Сократите все на 5% прямо сейчас».

— Это те расходы, на которых глава Минфина просит сэкономить все министерства и ведомства в ближайшие два года? А почему хотят резать все сразу — без разбора на приоритеты?

— Это идет из-за недостатка общей политической воли — у нас нет общей стратегии развития страны, благодаря чему приоритеты выделяются весьма хаотично. Скажем, таковыми на некоторое время становятся майские указы президента. И при этом под них не дается никаких экономических обоснований. Как раз из-за отсутствия стратегии развития страны, принятой на политическом уровне, никому неясно, какими расходными обязательствами можно пожертвовать, а какими — нет. И Минфин вынужден выдавать разнарядку по всем ведомствам.

Мать оставят без капитала

— В Минфине дали понять, что 5%-ное сокращение станет лишь началом кампании по оптимизации бюджета. А на среднесрочную перспективу Минфин уже наметил жертвы для оптимизации, которые подсказали вы — эксперты. Почему, например, решили отменять материнский капитал, несмотря на демографическую ситуацию?

— Минфин не предложил ничего нового — просто исполнить закон. По плану эта программа прекращает свое действие с 2017 года. У политиков и у многих экспертов — не демографов — есть иллюзия, что именно материнский капитал привел к всплеску рождаемости. Это очень политически выгодно заявлять. Однако ведущие демографы это опровергают. Во-первых, введение программы совпало со вступлением в репродуктивный возраст многочисленного поколения 1980-х годов. Во-вторых, произошел своего рода сдвиг рождаемости. Проще говоря, из-за материнского капитала некоторые семьи решили родить ребенка раньше, чем планировали изначально. Из-за этого мы и увидели демографический всплеск. В результате кроме перегрузки детских садов никакого сверхэффекта в плане повышения рождаемости от введения материнского капитала получено не было. И к 2017 году, когда в репродуктивной категории будет доминировать очень малочисленное поколение 1990-х, мы увидим неизбежное падение рождаемости и снижение потребности в детсадах, которые мы сейчас ударными темпами строим. Отменять материнский капитал до этой демографической ямы — это большой политический риск, в частности для тех, кто это предлагает, так как можно ожидать массовое формирование позиции «отменили материнский капитал — вот и снижение рождаемости».

Кстати, инициатива экспертов — не просто завершить программу по выплате материнского капитала, а направить часть средств на адресную помощь семьям, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Полупенсион

— Эксперты также предложили сэкономить на пенсионерах. Какие из конкретных инициатив поддержал Минфин?

— Министерством воспринят практически полностью пенсионный блок. В итоге Минфин вышел с предложением постепенного повышения пенсионного возраста для получения полного фиксированного базового размера трудовой пенсии для женщин с 55 лет в 2019 году до 60 лет в 2029 году, однако одновременно предлагается ввести выплату неполной базовой части женщинам, которым назначена пенсия в возрасте с 55 до 60 лет. Остальные предложения во многом совпадают с уже принятой пенсионной стратегией. Другое дело, что в предложениях Минфина эти меры просто более жестко прописаны.

Министерство в худшую для граждан сторону переписало и наше предложение по отмене базовых пенсий для работающих пенсионеров с высоким уровнем доходов. Мы предлагали лишить базовой пенсии только тех, у кого доходы превышают две средние по региону зарплаты. Это заведомо очень высокая планка, нужная, чтобы исключить откровенно богатых из этой системы. Итоговое предложение Минфина сильно отличается — в базовой пенсии хотят отказать работающим пенсионерам, которые зарабатывают больше 2,5 МРОТ (то есть около 14 тыс. рублей). Однако в ближайшей перспективе это введено, по всей видимости, не будет — политически нереально. Да и технически тоже сложно: установить, кто какую зарплату получает, не всегда представляется возможным.

— Еще одно нашумевшее предложение на тему пенсионеров: индексировать страховую часть пенсии по схеме «инфляция плюс 2%». Минфин и на этом рассчитывает сэкономить?

— Минфину кажется, что будет экономия. На самом деле странноватая мера. И это не то, что предлагали эксперты. Мы хотели отталкиваться от величины, средней между заработной платой и инфляцией, то есть ориентировались на опыт развитых стран. Ведь страховая часть пенсии должна быть увязана именно с зарплатой. И если в экономике и на рынке труда все хорошо, то я не вижу причин, по которым индексация страховой части не может быть близка к темпам роста зарплаты! С другой стороны, если будет низкая инфляция и одновременно падение экономики, то бюджет не выдержит такой индексации, которую прописал в своих инициативах Минфин. Если такая ситуация будет продолжаться долго — как, например, в Японии, то бюджет просто разорвет.

Кроме того, этот подход противоречит общей логике пенсионной формулы, которую только-только родило правительство. В ней заданной индексации пенсий не существует — есть только индексация пенсионного балла, которая исходит из логики: сколько вы денег собрали в виде страховых взносов, столько и распределили между пенсионерами. А у Минфина жесткая индексация — вынь да положь инфляцию плюс 2%.

— Откуда вообще взялась такая схема индексации?

— Этот подход основан на прошлых прогнозах Минэкономразвития. Там предсказан линейный неуклонный рост буквально всего. И такая логика вводит чиновников, принимающих решения, в заблуждение. МЭР планирует, что рост заработной платы будет устойчиво превышать инфляцию как раз на 2–3% до 2030-го. Так что Минфином было выбрано простое решение. Однако этот подход игнорирует цикличность в экономике и может оказаться или излишне оптимистичным, или избыточно жестким для пенсионеров.

— Проще говоря, если будет хлебный год, они недополучат?

— Да, при быстром росте зарплат симметричного роста пенсий не будет. А в кризисный год, напротив, избыточная индексация может подорвать бюджет.

Льготы отберут только у новичков

— Путину все это уже показали?

— Эти предложения уже легли на стол президента. И во время поездки на Дальний Восток он признал: мы не можем наращивать социальные обязательства теми темпами, как раньше, и надо искать пути оптимизации расходов. То есть в целом сигнал он слышит. Потому что нельзя не видеть рисков, перед которыми стоит бюджет. Другое дело, что надо принимать решения, в том числе непопулярные. Например, повышать пенсионный возраст. Но власть к ним не готова. Думаю, об этом не пойдет речь до выборов 2018 года. Никто не решится это делать, хотя вопрос сильно перезрел.

— Какие меры из сферы регулирования наиболее волнующего людей социального блока будут одобрены президентом с наибольшей долей вероятности?

— Будет унифицирован подход к льготам — уточнено, кто какие льготы получает. Наибольший хаос сейчас в жилищно-коммунальных услугах. У некоторых объем льгот бесконечен — он не зависит от нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Очевидно, все же нужно какое-то нормирование. Чтобы человек, который живет в огромной квартире, имеет высокий доход и при этом потребляет огромное количество электроэнергии, воды и прочих ресурсов, не получал бы льготу по ЖКУ в полном размере. Ведь его имущественное положение гораздо лучше, чем у того человека, который ютится в однокомнатной квартирке и не имеет доходов, кроме маленькой пенсии.

— В расчетах Минфина сказано, что льготников по оплате услуг ЖКХ к 2016 году будет на 650 тыс. человек меньше. Волнений в народе не будет?

— Не должно быть, потому что льготы у нынешних получателей не отберут: правило будет распространяться только на вновь входящих в эту систему. От числа всех получателей льгот это немногим больше 4%.

— От отмены налоговых льгот эффекта ждут куда скорее. Так, до 2019 года удастся пополнить бюджет на 1,3 трлн рублей.

— Речь идет об отмене наиболее крупных федеральных льгот по региональным и местным налогам. Так, к 2019 году будет отменена льгота по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи. Эта мера поддержит региональные бюджеты, которые в настоящее время испытывают серьезное давление в связи с необходимостью реализации майских указов президента. Но заметьте: полный эффект от этой меры будет тоже не сразу, а растянется до 2019 года.

В части налоговых льгот существуют и другие резервы, пока необозначенные в докладе Минфина. Непонятно, например, зачем у нас льготная 10%-ная ставка по НДС для сельхозпродукции, детских товаров, печатной продукции, медицинских товаров. Если мы посмотрим цены на эти товары, то заметим, что они от европейских в лучшую сторону не отличаются. Всю выручку от этой льготы забирают производители и импортеры. Было бы правильнее обложить их 18% НДС, предусмотрев меры социальной защиты населения: давать дополнительные субсидии на подготовку детей к школе нуждающимся семьям, ввести наконец-то нормальное лекарственное страхование и т.д.

Почему чиновники опять «в дамках»?

— Пожалуй, главное возражение против мер по сокращению расходов: почему первым встает вопрос о социальной сфере? Почему оборонку и правоохранительную деятельность пощадили по сравнению с теми же пенсионерами?

— На самом деле это не совсем так. При подготовке проекта федерального бюджета на следующую трехлетку было учтено предложение о переносе сроков реализации отдельных мероприятий государственной программы вооружения (ГПВ). В настоящее время решается, что именно можно перенести без ущерба для обороноспособности страны. Однако это задача не Минфина, а президента и парламента расставить приоритеты — пафосные стройки, программа вооружений, содержание орды правоохранителей или все-таки развитие социальной сферы.

— Тогда бы лучше расписали, как урезать не только социалку, но и, например, траты на чиновников. Все-таки в стране 1,5 млн госслужащих, резерв для экономии есть…

— На себя в масштабе бюджета чиновники тратят не так уж много. Есть, конечно, траты откровенно идиотские — типа покупки роскошных машин в Чечне или избыточно роскошных саммитов, но они не входят ни в какое сравнение с Олимпиадой в Сочи или с гособоронзаказом или с пенсионными расходами. Если даже не покупать ни одной машины в Чечне, бюджет это не спасет.

Самое главное, чтобы любое сокращение расходов на госаппарат проходило параллельно со структурной реформой. К примеру, государство решает приватизировать все телеканалы, одновременно отправляя толпу чиновников в отставку. Но сфера действия государства, несмотря на все заявления, расширяется как раковая опухоль. И в этих условиях сокращать расходы на чиновников практически невозможно, да и бессмысленно — они все равно свое возьмут не через зарплату, так через откаты.

— Силовой блок вообще вниманием и конкретикой практически обошли.

— В оборонке все засекречено. Но дело не только в этом: Минфин оставляет весь силовой блок на усмотрение президента. И это будет его политический выбор — готовиться к третьей мировой войне, пытаться нарастить бешеными темпами правоохранительную систему. Или все-таки сказать: «Нет, наша задача — сохранить приоритеты в сфере образования, здравоохранения, социальной поддержки». Признать, что там и впрямь нужна оптимизация, но постепенная — при учете интересов граждан. А в реальности в первую очередь сэкономить совсем на другом — например на оборонзаказе.

— Будет ли воспринят такой посыл? Ведь Минобороны, очевидно, будет обороняться…

— Скорее всего, будет найден компромисс. Минфин чуть-чуть сдаст свои позиции — дефицит окажется больше, чем планировался. Оборонзаказ если не подсократят, то растянут на более длинный временной период. Ведь сейчас политическая система не готова принимать радикальных решений. И ощупью ищутся компромиссы, которые не позволяют ей потерять равновесие.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру