— Наталья Игоревна, изначально одной из ключевых задач саммита провозглашалось развитие молодежного предпринимательства в странах G20 как «мощного фактора создания рабочих мест, внедрения инноваций и роста общего благосостояния». Насколько сегодня значим молодежный бизнес для экономики России?
— Пока уровень вовлеченности молодежи в предпринимательство не так высок: по данным Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), в 2012 году средний возраст российского предпринимателя составил 36 лет, и только 36% от всех начинающих предпринимателей — молодые люди в возрасте 25–34 лет. Среди студентов процент тех, кто рассматривает возможность заняться предпринимательством, достаточно низкий, в прошлом году он составил менее 1%.
Так что привлечение молодежи — одно из приоритетных направлений государственной политики по поддержке малого бизнеса. И, мне кажется, та активная работа, которая сейчас ведется, действительно поможет решить проблему квалифицированных кадров, занятости и ускорит процесс перехода страны к инновационному развитию.
В 2012 году на развитие молодежного предпринимательства федеральный бюджет выделил около 400 млн рублей, при этом поддержку получили более 7200 компаний. В рамках специальной программы Минэкономразвития предоставляются гранты, проводятся конкурсы бизнес-идей, летние экономические лагеря и т.д. В течение четырех лет мы сотрудничаем с Росмолодежью: один из масштабных совместных проектов — ежегодный конгресс «Ты — предприниматель». Мероприятие собирает людей, которым зачастую всего 22–25 лет, а они уже создают рабочие места, нацелены на развитие собственного бизнеса. Появилась смена по предпринимательству на Селигере: в качестве экспертов туда приглашают представителей власти, бизнеса, привлекаются бизнес-тренеры, и молодые предприниматели едут не просто «пообщаться», а именно чтобы получить новые знания и возможности.
Поддерживая молодых, мы создаем будущую бизнес-элиту России. Предпринимательская деятельность (особенно для регионов) является действенным механизмом социального лифта: с помощью своей целеустремленности молодой человек может выйти на совершенно иной уровень доходов и реализации собственного потенциала, который невозможен при работе по найму. Думаю, саммит станет дополнительным стимулом для деловых людей.
— Какова доля молодежи в развитии отечественного высокотехнологичного бизнеса?
— Такой статистики не ведется. Уровень инновационной активности российских предприятий еще недостаточно высок. Но вообще высокотехнологичный бизнес сродни искусству и науке: наверное, большинство научных открытий сегодня делается молодыми людьми до 30 лет — посмотрите на истории успехов Билла Гейтса и Стива Джобса! Поэтому и начало высокотехнологичного бизнеса — это удел молодых.
Несколько лет назад Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» провела исследование конкурентоспособности национальных инновационных систем, в котором Россия заняла 38-е место из 50. Учитывая опыт развитых стран, Минэкономразвития разработал комплекс «активизирующих» мер: гранты малым инновационным компаниям на этапе старта, субсидии уже действующим компаниям на компенсацию затрат на разработки, приобретение оборудования и новых технологий. Также выделяются средства на создание центров кластерного развития, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, прототипирования, промышленного дизайна и трансферта технологий. В 2012 году на поддержку инновационного малого бизнеса было выделено 1,97 млрд рублей, помощь получили свыше полутора тысяч предпринимателей.
Основное препятствие, с которым сталкивается российский инновационный малый бизнес, — спрос на их идеи и продукцию сосредоточен за пределами России. В первую очередь это обусловлено структурой российской экономики,
во вторую — незаинтересованностью крупных монопольных структур во внедрении инноваций и снижении себестоимости своей продукции и услуг. Решением этих системных проблем занимается министерство в настоящее время.
— Бизнес молодежи развивается довольно хаотично, власть чаще представляет инфраструктуру, чем ставит «большие цели». Планирует ли государство своего рода «целевые заказы» для молодых предпринимателей (космическая отрасль, информационные технологии, биотехнологии)?
— Как я уже говорила, основная проблема — это незаинтересованность крупного бизнеса в привлечении «малышей» на аутсорсинг (привлечение сторонних организаций для выполнения работы компании. — «МК»). Очередным шагом на данном направлении должна стать дорожная карта по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заказам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием. Причем в первую очередь дорожная карта нацелена на увеличение заказов именно на инновационную продукцию.
По данным за 2012 год, только 4% «ранних» предпринимателей в России связывают свой бизнес с высокими технологиями, и, кроме того, развитие молодежных инноваций проходит неравномерно. Наиболее активными регионами можно назвать Москву, Санкт-Петербург, Республику Татарстан, Томскую область и Приморский край.
В Москве предусмотрена отдельная субсидия для начинающих предпринимателей, уже почти год действует «Центр инновационного развития», который облегчает доступ малых компаний к финансированию путем привлечения соответствующих экспертов, бизнес-ангелов, банковского сообщества, государственных структур.
— Предприниматели в Москве могут получать бесплатную образовательную поддержку, есть финансовые инструменты (Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, Фонд микрофинансирования, возможность выходить на биржу), развивается инфраструктура (коворкинги, бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы с особым налоговым режимом) и т.д. Тем не менее руководитель «Опоры России» Александр Бречалов замечал, что в целом, скажем, по сравнению с Великобританией, мы находимся в «другом измерении». Ваше мнение?
— Я думаю, что мы в начале нашего пути. Программа поддержки малого бизнеса в России реализуется с 2005 года, и за эти 8 лет проделана большая работа. Пока малый бизнес в России занимает всего 20% нашей экономики, но мы не останавливаемся на достигнутом. Правительство Российской Федерации ставит перед собой амбициозные цели — к 2020 году увеличить вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 50%.
Относительно Великобритании хотелось бы отметить, что если 5 лет назад делегации британских предпринимателей приезжали в Россию в поисках проектов по вложению средств, то сейчас ситуация изменилась на противоположную. Сегодня они приезжают к нам со своими проектами в поисках финансирования у наших состоявшихся предпринимателей.
Минэкономразвития заключен ряд соглашений о сотрудничестве с большинством стран с развитым сектором малого и среднего предпринимательства. Мы активно обмениваемся опытом, организуем множество совместных мероприятий с участием представителей бизнеса. Ежегодно выделяется не менее 20 млрд рублей на малое и среднее предпринимательство, при этом главное — эффективное использование выделенных средств на местах.
Конечно, многое предстоит сделать, в первую очередь — убедить предпринимателей, что они являются основой социально-экономического развития страны. Надо идти дальше, учитывая как позитивный, так и негативный опыт зарубежных коллег.
Цитата
Наталья ЛАРИОНОВА: «Основное препятствие, с которым сталкивается российский инновационный малый бизнес, — спрос на их идеи и продукцию сосредоточен за пределами России».
Цифра
До 50% увеличить вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны к 2020 году — такую цель поставило Правительство РФ.