- Минэкономразвития ранее опровергло информацию о том, что подготовило законопроект, направленный на «изгнание» наличных денег из оборота. Но все же эти идеи висят в воздухе: в Сбербанке «МК» рассказали, что направили на рассмотрения министерств и ведомств ряд предложений. Пожалуй, самое главное среди них - введение лимита на сумму оплаты товаров и услуг наличными. Как в министерстве на самом деле относятся к этой идее?
- Во-первых, подтверждаю, что гражданам не стоит ожидать подобных мер в ближайшее время: никаких подобных инициатив на сегодняшний день никто не разрабатывает. А если обсуждать теоретически, то главный аргумент в пользу введения такого ограничения – борьба с теневым оборотом. Отчасти это верно: ограничив размер покупки, можно перекрыть ряд каналов хождения незаконно полученных наличных средств. Таким образом, мы немного повысим издержки злоумышленников. Но не стоит забывать, что и сейчас обналичка тоже стоит денег (по нашей информации – 8-9% от суммы). В ответ, скорее всего, появится инструментарий обхода с использованием безналичных расчетов. И не стоит думать, что от таких ограничений пройдет желание получить деньги незаконным способом: теневой оборот все равно останется.
- Но в мировой практике такой способ применяется. Например, в США максимальную сумму покупки, которую можно оплатить наличными, ограничили 10 тысячами долларов. Такой лимит подошел бы для нашей страны?
- 10 тысяч долларов – хорошая сумма. Большинство покупателей в подавляющем большинстве случаев просто не достигают такого размера покупки. И ограничение можно обсуждать, однако вводить его у нас нельзя раньше, чем обычные граждане как минимум перестанут различать по степени удобства наличные и безналичные платежи.
- А покупая автомобиль или квартиру?
- Такие покупки, естественно, можно оплатить с банковского счета. Но в том то все и дело, что доступность финансовых услуг в тех же США на критически другом уровне – там людям куда проще открыть счет и расплачиваться за покупки при помощи пластиковых карточек. Не хотелось бы, чтобы российские добропорядочные граждане, которые примерно в половине случаев копят деньги на покупки «под матрасом», получили проблему. Поэтому мировой опыт надо рассматривать с учетом российской специфики. Есть и другие подходы к ограничению теневого оборота наличных. Например, можно обязать покупателей объяснять источники средств при совершении крупных покупок. Приходит человек приобретать, например, автомобиль и предоставляет информацию, откуда взял деньги. То есть получил он их законным путем.
- То есть придется ходить в автосалон со справками о доходах и выписками из банков?
- Каждый человек может предоставить сведения о законно полученных доходах – это не проблема. Однако всегда есть возможность указать, что принесенные для покупки деньги - это сбережения, подарок, наследство. Все эти моменты необходимо продумать, тем более, что в мировой практике такой способ применяется.
- И насколько успешно?
- Теневой оборот, конечно, остался и в самых благополучных экономиках, но если у нас незаконно полученными деньгами расплачиваются почти без опаски, то в западных странах это делать жутко боятся.
- Минэкономразвития будет предлагать правительству ввести такие «декларации» при крупных покупках?
- Эта мера уже звучала среди предложений по противодействию теневого оборота. Идею о введении лимита на оплату наличными средствами мы тоже будем рассматривать. Вполне вероятно, что она будет проанализирована в следующем докладе о доступности финансовых услуг, который мы готовим для правительства. Но я не думаю, что в ближайшей перспективе обе эти инициативы могут быть реализованы. Необходим комплексный подход. Это и кардинальное повышение финансовой грамотности граждан, начиная с детсада, и повышение доступности банковских платежей, и, конечно, повышение защищенности граждан при получении финансовых услуг. Мы рассчитываем, что огромную роль сыграет универсальная электронная карта, которая не только будет идентифицировать человека при дистанционном получении госуслуг, но станет и широко распространенным платежным средством. После ее введения и массового распространения торгово-сервисные предприятия не нужно будет обязывать устанавливать оборудование для приема банковских платежей, как это предлагается сейчас некоторыми участниками рынка: они дозреют до этого сами, увидев свою выгоду. Одно дело, когда банковские карты есть у 20%, 30% или даже 50% взрослого населения, другое – когда почти у 100%.