— Марат Шакирзянович, вектор новой градостроительной политики правительства Москвы уже известен: основные усилия и средства планируется вкладывать в развитие транспортной инфраструктуры и парковочного пространства. Разработаны конкретные мероприятия, озвучены цифры. А вот с жилищным строительством ясности пока существенно меньше. Какой объем строительства вы сами считаете оптимальным для Москвы?
— Объем должен быть таким, чтобы он учитывал спрос на жилье и при этом не ухудшал транспортную доступность. На данный момент у нас есть инвестконтракты на строительство 7 млн. кв. метров жилья, они будут реализованы в ближайшие три года. Остальное зависит от того, насколько быстро и эффективно мы раскрутим программу реновации и строительство городов-спутников.
— Иными словами, возвращаться к докризисным рекордам, когда город строил почти по 5 млн. кв. м жилья в год, вы не планируете?
— Нет, такой задачи мы не ставим. Москва на самом деле не может дальше уплотняться. Мы полностью отказались от объектов “точечной” застройки. Единственным резервом для жилищного строительства в пределах Третьего транспортного кольца на сегодняшний день является реновация кварталов, замена аварийного и морально устаревшего жилья современными домами. Но и в этом случае новая застройка должна осуществляться с минимальным уплотнением территории.
— Нет опасений, что снижение объемов строительства приведет к дополнительному росту цен на жилье?
— Я бы не стал напрямую привязывать рыночную стоимость к объемам вводимого жилья. Например, в прошлом году было сдано 1,7 млн. кв. м новостроек, а в этом году планируется построить порядка 2,7 млн. кв. м. Однако цены существенно не изменились. На стоимость жилья в реальности влияет огромное количество факторов. И делать какие-то прогнозы — дело трудное и неблагодарное.
— Помимо высокой цены у московских новостроек есть еще одна беда — низкое качество строительства. Как планируете с этим бороться?
— Я поставил задачу Мосгосстройнадзору самым жестким образом контролировать качество. В ущерб цифрам, отчетам, главное, чтобы результаты строительства не вызывали нареканий у потребителей. А то получается, мы подписываем акты о приемке объектов, а потом годами их ремонтируем. В том числе и за бюджетный счет. Я считаю, что за те деньги, которые сегодня стоит недвижимость, мы имеем полное моральное право требовать от строителей добросовестно выполнять свою работу. В продолжение темы хочу напомнить москвичам, что в стройкомплексе организованы “горячие линии” (495-650-5055 -- "ЭВ"), куда можно обратиться с жалобами на некачественное строительство.
— Застройщики, чьи проекты были отменены по решению градостроительно-земельной комиссии, тоже, наверное, будут жаловаться. Но уже не на “горячие линии”, а в суд. Что будете делать?
— Если мы получим иски и должны будем вернуть деньги, мы вернем деньги. По ряду инвестконтрактов мы даже сами предлагаем инвестору компенсировать его затраты, чтобы он прекратил проект, как, например, произошло в случае с компанией AFI Development, которая занималась реконструкцией площади Тверской Заставы. Как правило, инвесторы идут на договоренности — и они, и мы выбираем компромисс.
— Сколько всего инвестконтрактов может быть отменено?
— Это некорректный вопрос. У нас нет “плана”, сколько проектов прекратить, а сколько оставить. Каждый инвестконтракт — это индивидуальный случай. Существуют две основные причины для расторжения инвестконтракта. Первая — если после реализации проекта сильно ухудшится транспортная ситуация. В этом случае мы предлагаем либо расторгнуть договор, либо уменьшить объем площадей по нему. Вторая — если инвестор не выполнил взятые на себя ранее обязательства, в первую очередь по срокам проектирования и строительства.
— Девелоперы опасаются, что останутся без работы: старые проекты власти у них аннулируют, а новые не дадут...
— Проектами обеспечим. Фронт предстоящих работ в столице огромный. И наша задача максимальное количество девелоперов втянуть в эту работу. Конечно, те программы, которые город готов предложить, не будут сверхдоходны для бизнеса, и это все должны правильное понимать.
— Какие именно проекты вы готовы предложить инвесторам?
— Например, строительство гаражных объектов. Если все парковки, сколько нам нужно, построить, это будет триллион рублей. Пожалуйста, участвуйте, мы только приветствовать будем. Далее — промышленные зоны. Сейчас в разработке находятся проекты планировок почти для 7 тыс. гектаров производственных и коммунально-складских зон в Москве. Именно эти проекты позволят в ближайшее время предметно подойти к инвестиционному освоению промзон. Да, это тяжелый хлеб, не высокомаржинальный, но это — хлеб для профессионалов. Назову еще такие программы, как реновация кварталов и строительство городов-спутников. Здесь мы готовы помогать инвесторам инфраструктурой, дорогами, школами, лишь бы строилось то, что нужно городу. Девелоперский хлеб — он нелегкий на самом деле.
— Зачем нужны города-спутники? Москва собирается расширять свои границы или объединяться с областью?
— Нет, ни о расширении границ, ни об административном объединении двух регионов речь не идет. С областью мы хотим развивать экономические отношения, планируя новое строительство таким образом, чтобы люди, купившие жилье в ближайшем Подмосковье, там же и работали, а не ездили ежедневно в столицу и обратно. В городах-спутниках в обязательном порядке должны создаваться места приложения труда и вся необходимая инфраструктура, а сама Москва постепенно обретать черты полицентрического города. Еще одна совместная с Московской областью программа предусматривает формирование единой транспортной системы столичного региона.