Электронные кошельки похудеют

Виртуальные платежи больше 3 тыс. рублей хотят поставить под строгий контроль

Росфинмониторинг намерен взять под контроль электронные денежные переводы, проходящие через платежные терминалы, мобильные “кошельки” и виртуальные “обменники”. Ведомство предлагает сократить сумму возможного платежа через эти платежные системы в пять раз — до 3 тысяч рублей. Расчеты сверх этой суммы гражданам надо будет идентифицировать — то есть привязывать к паспортным данным либо проводить через банк. Об этой инициативе Росфинмониторинга корреспондент “МК” побеседовал с членом Комитета Госдумы по финансовому рынку, финансовым омбудсменом Павлом Медведевым.

Виртуальные платежи больше 3 тыс. рублей хотят поставить под строгий контроль

— Павел Алексеевич, как вы относитесь к инициативе Росфинмониторинга?

— Положительно. Необходимость контролировать такого рода платежи не вызывает никаких сомнений.

— Есть ли какая-либо статистика, подтверждающая это? Обращаются ли к вам граждане, столкнувшиеся с такого рода мошенничеством?

— Граждане обращаются, но по самым невинным операциям, которые проходят через терминалы и всевозможные “кошельки”. В основном люди сталкиваются с тем, что, например, не дошли деньги на счет за мобильный телефон. Это, конечно, безобразие, но по большому счету ерунда. В сравнении с тем, что такие платежные системы малый и средний бизнес использует, чтобы меньше платить налоги. И малые предприниматели об этом открыто говорят. Я уверен, что через них же отмываются большие деньги, например связанные с наркоторговлей. Так что контролировать терминалы надо, вопрос в том — как. Сейчас у таких расчетных систем нет никаких оснований давать отчет. Я лично проводил эксперимент, проведя платеж через Интернет, назвав его “взятка”. Конечно, никто на это не обратил никакого внимания.

Что касается статистики, то ее нет, потому что эти расчетные системы не контролируются. Официально в 2009 году их оборот составил 1 трлн рублей. Однако, по моим данным, это только цифра проведенных платежей за услуги связи. Реальная цифра в разы, если не на порядок, больше.

— Какой путь решения проблемы вы видите?

— Решение есть. Это принятый в первом чтении закон о “Национальной платежной системе”. Планируется поставить все расчеты под контроль Центробанка. Фактически денежные расчеты смогут производить только банки или небанковские кредитные организации. И в этом случае у Росфинмониторинга прибавится работы, однако у него будет серьезная поддержка регулятора рынка, которой сейчас он не имеет. Премьер-министр поставил задачу принять этот закон к 31 января этого года, однако до сих пор он не вышел на второе чтение. Фактически палки в колеса ставит Госдума. Ею подготовлены поправки в законопроект, сводящие на нет его основную концепцию. Стоит напомнить, что Путин дал такое поручение не случайно, а потому что мы намерены строить международный финансовый центр. FATF (международная организация по борьбе с отмыванием “грязных” денег. — “МК”), кстати сказать, еще три года назад предупредила, что, если у нас расчетные системы будут в таком безобразном неконтролируемом состоянии, об этом (создании центра. — “МК”) не может быть и речи.

— А надо ли контролировать интернет-торговлю?

— Не столько торговлю, сколько интернет-расчеты. Их контролировать надо обязательно. И рецепт здесь тот же — принять закон о “Национальной платежной системе” в таком виде, как он уже принят в первом чтении. Он абсолютно деликатно способен решить проблему.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру