Секвестр уж близится, согласия все нет

Первого марта в США вступят в силу бюджетные сокращения. Что дальше?

Первого марта в США вступят в силу бюджетные сокращения. Что дальше?

тестовый баннер под заглавное изображение

Сенат Конгресса США утвердил на посту министра финансов Джейкоба Лью. Его кандидатуру еще в начале января предложил президент Барак Обама. До нового назначения Лью возглавлял аппарат Белого дома, а еще ранее его административно-бюджетное управление. Обама очень ценит своего давнего сотрудника. Но у Лью все же есть существенный недостаток – очень неряшливая подпись, которая по закону вскоре появится на новых долларовых банкнотах. По этому поводу в Вашингтоне уже появилось множество шуток. Впрочем, уже 1 марта будет не до смеха. В Конгрессе республиканцы и демократы никак не могут договориться о способах балансировки бюджета. Первые предлагают урезать социальные расходы, вторые – повысить налоги на крупный бизнес. В результате уже в эту пятницу Америку ждет секвестр бюджета – автоматическое урезание госраходов в этом финансовом году на $85 млрд, а в течение 10 лет – на $1,2 трлн.

Слово «секвестр» в Америке приобрело примерно такой же смысл, как «катастрофа» или «крах». Секвестрацией (автоматическим урезанием) бюджета уже давно пугают жителей США и демократы, и республиканцы, политическое противостояние которых и породило этот самый секвестр. «Зачали» его еще в 2011 году, когда республиканцы отказались поднять долговой потолок для федерального правительства, пока Обама и Ко не согласятся пустить под нож «социалку».

Назначили, как водится, межпартийную комиссию, чтобы она выработала компромисс, а если не выработает – будет секвестр с начала 2013 года. И вот 2013-й наступил, компромисса нет, секвестр в канун Нового года отсрочили на два месяца, а теперь – всё, приехали, секвестр становится реальностью.

О том, какой будет «секвестрированная» реальность, американцам рассказывает лично президент Обама, который пошел в народ с целью поднять его против твердолобых консерваторов. Хозяин Белого дома ездит по стране и выступает перед простыми людьми – только что он, к примеру, побывал в Вирджинии и посетил крупнейшую военную судоверфь Newport News Shipbuilding, которая зависит от финансирования Пентагона. (Секвестр предусматривает, что 50% всех бюджетных сокращений будут за счет «оборонки»).

Ваш штат, сказал Обама жителям Вирджинии, потеряет десятки тысяч рабочих мест. 18.000 жителей штата будут лишены возможности учиться и приобретать навыки, нужные для получения работы. Две тысячи студентов колледжей потеряют свои стипендии. Для тысячи дошкольников будут закрыты учебные программы. «Рабочие будут сидеть без дела вместо того, чтобы ремонтировать суда, – продолжил президент. – Авианосец будет стоять на приколе вместо того, чтобы идти в Персидский залив».

Так же пугающе-предметно Обама обрисовывал перспективы секвестра и в других своих выступлениях – на встрече с Ассоциацией губернаторов штатов, в субботних радиообращениях, в Белом доме в присутствии пожарных, учителей и прочих сокращаемых из-за проклятого секвестра. Он говорил о «топорном подходе» своих противников к сокращению бюджетного дефицита, о том, как пострадает средний класс, о грядущих сокращениях авиадиспетчеров, спасателей, пограничников, медперсонала, продовольственных инспекторов, педагогов и прочих ужасах.

Республиканцы, в свою очередь, обвиняют в негибкости Обаму и демократов. Спикер Палаты представителей Конгресса США Джон Бейнер без вежливых околичностей призвал демократическое руководство Сената «поднять свой зад» и начать действовать, чтобы предотвратить секвестр.

Но шансов на его предотвращение до 1 марта, можно сказать, не осталось. Что же будет дальше?

Катастрофы не будет. Но не будет и полного благополучия. Сенат, наверное, «поднимет зад» в ответ на призыв главы республиканцев в Палате представителей, но потом эта же палата не захочет утвердить то, что отпасует ей Сенат. В подчинении у Джона Бейнера слишком много неуправляемых фанатиков, которые ему не подчиняются.

Потом, возможно, какая-нибудь двухпартийная группу выступит с инициативой. Она тоже не пройдет. Начнется секвестрация бюджета. Вскоре после этого станет известно, чтó конкретно будет урезать каждое ведомство. Республиканцы могут уцепиться за эти сокращения и попытаться их увековечить. Демократы будут сопротивляться. Пока суть да дело, будут потрачены (по расчетам, к 27 марта) последние «подкожные» резервы правительства, и начнутся реальные увольнения.

И тогда окончательно проснувшееся общественное мнение заставит законодателей пойти навстречу друг другу. Сперва демократы, потом республиканцы; вначале Сенат, затем Палата представителей двинутся к компромиссу. Но компромисс этот будет краткосрочным – скорее всего, он отложит секвестр до конца года. А там...

А там – неизвестно, что будет. Неизвестно и то, сбудутся ли предсказания, изложенные мною выше (я лишь опираюсь на мнения экспертов). Зато известно, что Америке эти временные варианты принесут только вред: ожидается, к примеру, что вслед за рейтинговым агентством S&P, которое уже понизило суверенный рейтинг США, то же самое сделают другие агентства – Moody's и Fitch.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру