Незаконная предпринимательская деятельность вредит не только государству. Она мешает и бизнесу, вызывая, с одной стороны, нечестную и несправедливую конкуренцию, в которой законопослушный предприниматель всегда проигрывает.
С другой стороны, создает прозрачному бизнесу дополнительные риски – в виде избыточной контрольно-надзорной нагрузки с целью пресечения нелегальной предпринимательской деятельности, что государство делать обязано. Поэтому мы ни в коей мере не поддерживаем незаконную предпринимательскую деятельность, всегда выступаем против ухода бизнеса в «тень».
Вместе с тем, считаем более правильным последовательно создавать условия, улучшающие ведение предпринимательской деятельности в стране, чтобы обеспечить возможность легко и с минимальными стартовыми затратами начать свой бизнес любому желающему.
Так, мы предлагаем доработать Гражданский Кодекс РФ, предоставив возможность гражданину по своему выбору заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, или даже без государственной регистрации на основании приобретения патента.
В Налоговом Кодексе РФ необходимо предусмотреть особый порядок налогообложения на основе патента для самозанятых граждан с фиксированной стоимостью в зависимости от вида деятельности, региона и района, срока действия.
Логика предлагаемого решения не должна быть фискальной (всех посчитать и заставить платить), поэтому патент не может стоить дорого. Также предлагается установить перечень видов деятельности, которыми можно заниматься по патенту и ввести запрет на использование в этом случае работников по найму. Поэтому надо совершенствовать именно патентную систему налогообложения, а не вздувать в разы штрафы.
Необоснованно жесткими по отношению к малому бизнесу являются и штрафные санкции, возникающие при любых, порой незначительных нарушениях.
Сейчас санкции статей особенной части КоАП РФ не учитывают категорию субъекта правонарушения. Это относится к установленным размерам административных штрафов, которые не принимают во внимание величину предприятия, размеры его выручки, количество работающих, тяжести возможных последствий нарушений установленных требований. Это делает штрафы не финансовым порицанием за конкретное правонарушение, а инструментом удаления такого субъекта хозяйствования с рынка.
Предлагаем установить, что к размерам штрафов применяются понижающие коэффициенты в зависимости от категории подвергаемого штрафу субъекта. За основу градации можно взять установленные законом критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП).
Яркий пример: штрафы за нарушение требований пожарной безопасности возросли в среднем до 200 000 рублей. В этой связи видится целесообразном говорить об их снижении в два раза для субъектов МСП.