Темпы роста ВВП практически обнулились. Если не пошли вспять. Вчера на заседании расширенной коллегии Минэкономразвития Алексей Улюкаев напомнил, что темпы экономического роста в первом квартале едва достигли 0,8%. При этом он почему-то не назвал еще одну цифру: если очистить этот показатель от календарной составляющей, то фактически российская экономика упала на 0,5% к показателям четвертого квартала прошлого года. То есть налицо рецессия (спад), что является признаком реального экономического кризиса. Что объясняется прежде всего резким спадом инвестиций. И не только государственных, а также госмонопольных (минус 20% в прошлом году), но и частных — минус 4,8% в первом квартале.
Конечно, не все так плохо. Неожиданно взбодрилась промышленность. По данным Улюкаева, в первом квартале она выросла на 1,1%, а обрабатывающая — вообще на все 2%. Впрочем, радоваться здесь особенно нечему. Просто сказалось резкое — более чем на 12% — падение курса рубля за первые три месяца этого года. Промышленники могли бы и больше подстегнуть свое производство. Плюс еще сохраняются небольшие темпы роста потребительского спроса за счет повышения зарплат бюджетникам. Но вознаграждения в частном секторе, как признает Улюкаев, давно «обнулились».
В общем — впереди не свет в конце туннеля, а возможное обрушение в новый кризис.
Ясно, что нужны нестандартные методы для стимулирования экономического роста. Но какие? Минэкономразвития уже давно предлагает смягчить бюджетное правило. Еще в прошлом году там выступали за то, чтобы инвестиции в нашу экономику из резервных фондов начались после того, как они достигнут 5% ВВП. Однако было принято решение о 7%. Но макроэкономическая ситуация не стоит на месте, а только ухудшается. Не случайно, 8 апреля замминистра экономического развития Андрей Клепач, представляя среднесрочный прогноз (крайне неблагоприятный), предложил смягчить бюджетное правило. То есть направить в бюджет для инвестиционных целей значительно больше нефтегазовых доходов, чем это разрешает бюджетное правило (цена отсечения в нашем бюджете $93 за баррель).
Для Минфина и Счетной палаты это оказалось жестким вызовом. Оба ведомства резко выступили против. По их мнению, необходимо эффективнее тратить уже выделенные деньги.
Тогда Улюкаев смягчил не само правило, а позицию Минэкономразвития. Сейчас он формально предлагает не изменять само бюджетное правило, а только его немного скорректировать, исходя из того, что дополнительные 900 млрд рублей по его расчету поступят в федеральный бюджет не из-за благоприятной конъюнктуры мирового рынка, а из-за банального падения курса рубля. А значит, их надо направить не в Резервный фонд, а потратить на стимулирование экономического роста.
И приоритетом здесь должны стать ассигнования в Крым и Севастополь. По подсчетам Минэкономразвития, в эти новые субъекты РФ необходимо направить в течение ближайших трех лет с целью их развития до 800 млрд рублей. Остальное они заработают сами, чтобы стать регионами-донорами. Для чего там будет создана новая особая экономическая зона с небывалыми для России налоговыми и таможенными льготами. Кроме того, по словам Улюкаева, в Крыму можно будет получить «удобный» флаг, и вообще именно этот полуостров выбран нашими властями в качестве своего рода внутреннего офшора, куда не мытьем, так катаньем переведут чуть ли не все российские капиталы, затаившееся в заморских налоговых гаванях.
Медведев впрямую не поддержал идею «смягчения» бюджетного правила, но заявил, что раз экономические условия меняются, то, значит, меняются и правила их регулирования. Что же касается Крыма, то, скорее всего, офшор там будет. Медведев эту идею отвергать не стал, но призвал больше не городить особые экономические зоны.