Так называемые не формализованные налоговые консультанты (юристы, аудиторы) существуют в России уже давно. Можно сказать, что рынок состоялся. Но это, как правило, специалисты, работающие с крупными компаниями. Они помогают оптимизировать налоговые издержки или, проще говоря, на законных основаниях платить меньше фискальных сборов. Правда, бывает и, наоборот, когда такие консультации приводят к материальным потерям для налогоплательщика или даже к уголовным делам. Самый яркий пример — дело «Юкоса». Дело в том, что по действующему законодательству консультант, даже если это авторитетный международный аудитор, ни за что не отвечает.
Глава ФНС Михаил Мишустин считает для того, чтобы максимально упростить для налогоплательщиков, в том числе обычных граждан, процессы администрирования недостаточно развивать электронные сервисы, оптимизировать число процедур и т.д. Необходимы сертифицированные ФНС налоговые консультанты, которые будут оказывать качественные и доступные услуги всем желающим.
В первую очередь, речь идет о налоге на имущество граждан, транспортном и земельном налогах. Эти сборы формируют более трети доходов региональных бюджетов и подавляющую часть поступлений муниципальных образований, то есть социалку и инфраструктурное развитие, например, строительство и ремонт местных автодорог. Как известно, именно имущественные налоги являются наиболее стабильными, что важно в условиях никудышной экономической ситуации. Правда, здесь есть один подводный камень. Расценки на услуги консультантов, от которых зависит их востребованность, будет определять рынок, и не факт, что они будут дешевыми.
В настоящее время отечественным экспертным сообществом разрабатывается законопроект «О налоговом консультировании». В большинстве стран мира такой институт уже существует, но при этом есть два различия в подходах: в одних странах это система «государственного регулирования», с созданием монополии на налоговое консультирование (Австрия, Германия, Италия, Китай, Япония), в других, система «саморегулирования», действующая на основе самостоятельно принятых правил и норм (Великобритания, Бельгия, Голландия, Швейцария). Другими словами, в каких-то странах налоговое консультирование обязательное, в каких то – добровольное.
В России до сих пор идет спор по какому пути пойти: Михаил Мишустин настаивает, что надо внедрять второй вариант, а ректор финансового университета при правительстве Михаил Эскиндаров считает, что без госрегулирования не обойтись. Однако, как бы то ни было, законопроект предусматривает предоставление налогоплательщику гарантированной материальной компенсации ущерба в случае некомпетентности консультанта. Выплаты этих средств обеспечат, либо посредством страхования этих услуг, либо специальным компенсационным фондом, финансируемым самим профессиональным сообществом.