Российские банки притормозили свою активность в сегменте розничного потребительского кредитования. Большинство опрошенных «ЭВ» экспертов и банкиров считают, что основное влияние на динамику прироста в данном сегменте оказал финансовый регулятор.
Руководитель сектора аналитики кредитных продуктов «Банки.ру» Елена Сударикова напоминает, что год назад, в марте 2013 года, Банк России повысил ставки резервирования для необеспеченного потребительского кредитования, а в июле увеличил коэффициенты риска по ссудам со ставкой выше 25% годовых. «Принятые ЦБ меры по сдерживанию роста потребительского кредитования определили основные тенденции 2013 года: снижение роста необеспеченного кредитования за счет ужесточения кредитных правил, повышение качества обслуживания клиентов, внедрение целевого потребкредита, направленного на рефинансирование кредитов сторонних банков для привлечения качественных клиентов», — подчеркивает заместитель председателя правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.
«Новые нормы формирования резервов способствовали активным продажам «плохих» долгов коллекторским агентствам», — уточняет директор департамента розничного бизнеса СБ банка Герман Белоус. Впрочем, некоторые банки, как, например, Росбанк и Бинбанк, на фоне вынужденно затухающей потребкредитной активности конкурентов довольно агрессивно наращивали собственные показатели.
«Закручивание гаек» в сегменте потребкредитования отразилось, в первую очередь, на самом дорогом и высокорисковом сегменте – нише экспресс-кредитования. Речь идет о так называемых «быстрых» кредитах, которые выдаются в день обращения с минимальным пакетом документов и без подтверждения дохода. В минувшем году количество таких банков сократилось. По подсчетам Судариковой, на сегодняшнем рынке экспресс-кредиты выдает всего лишь около 30 российских банков. Формат рынка вообще изменился довольно сильно. «После ужесточения ЦБ правил резервирования многие крупные банки, например, «Уралсиб» и Промсвязьбанк, совсем отказались от экспресс-кредитов. Остальным пришлось снизить ставки, и это обстоятельство, конечно, повлияло на лояльность требований к заемщикам», - отмечает эксперт.
В результате условия кредитования потеряли налет избыточной демократии – банкиры стали гораздо больше внимания уделять возрасту заемщика, пакету документов, наличию регистрации и качеству кредитной истории. А максимальная сумма по программам экспресс-кредитования снизилась на 30%.
В то же время некоторые игроки рынка по-прежнему поддерживают высокую активность в нише. «Доля кредитов, выданных по экспресс-технологии, в феврале 2014 года составила 93,2% от всех выдач», - констатирует начальник отдела потребительского кредитования банка «Открытие» Ольга Кондакова.
Обновленный регулятором потребкредитный кодекс чести — не приговор для банков, считают эксперты. Кредитные организации находят возможность нарастить «жирок» и увеличить чуть просевшую конечную стоимость потребительского кредита для заемщика. Елена Сударикова рассказывает, что многие банки пошли на хитрость: «Самые выгодные кредиты банки начали предлагать заемщикам при условии заключения договора личного страхования, что для клиента означает дополнительные расходы». По закону заставить клиента при оформлении кредита купить еще и полис личного страхования банки не могут. Однако, судя по обзорам судебной практики, это считается допустимым, если одновременно предлагается альтернативный продукт без страховки. Этим участники рынка активно пользуются, устанавливая фактически заградительные надбавки к ставке за отказ от страхования. «Например, у банка «Смоленский», который лишился лицензии, такая надбавка составляла сразу 10 процентных пунктов», — обращает внимание эксперт.
Что касается перспектив развития рынка потребительского кредитования в 2014 году, сейчас очевидно одно: развиваться сегмент будет все медленнее. «Этому будут способствовать и меры ЦБ по сдерживанию роста сегмента, и насыщение рынка, и возможное снижение роста благосостояния граждан», — заключил Герман Белоус.