Свое заявление Игорь Шувалов сделал на «Восточном форуме» в Берлине. «Если кто-то пугает, что Россия перестанет поставлять свои традиционные товары на международные рынки либо будет вводить какие-то ограничения — мы такого делать не собираемся», — подчеркнул первый вице-премьер.
Вместе с этим самим российским компаниям Шувалов советует готовиться к худшему. 8 апреля он рекомендовал тем эмитентам, чьи акции торгуются на западных биржах (в частности, в Лондоне и Нью-Йорке), перевести их на Московскую биржу. Тем самым компании смогут застраховать риски применения к ним каких-либо санкций.
По словам источника, близкого к Шувалову, это всего лишь рекомендация. Силой заставлять прекращать оборот акций на Западе не будут. Компании должны самостоятельно оценить целесообразность этого поступка в соответствии со спецификой своего бизнеса.
Сейчас на Западе торгуются около 70 российских компаний. Причем у эмитентов, зарегистрированных за рубежом, торгуются непосредственно акции, а у компаний с российской пропиской обращаются депозитарные расписки. Главный риск, с которым могут столкнуться эмитенты, это арест расписок, если против их владельца (как физического, так и юридического лица) будут введены санкции. Арест может продолжаться сколько угодно долго, а снять его можно будет по решению местного суда.
По мнению экспертов, призыв Шувалова укладывается в тенденцию деофшоризации российского бизнеса. Владимир Путин в прошлом году требовал от предпринимателей перевести собственность из офшоров на российский рынок. Правда, это требование распространяется на тех, кто зарегистрировал свои компании в офшорных зонах и у кого львиная доля доходов утекает на зарубежные счета.
Обращение депозитарных расписок в Лондоне или Нью-Йорке — это популярный инструмент повышения капитализации. Поэтому необходимо для начала взвесить преимущества и недостатки перерегистрации акций с зарубежных торговых площадок на Московскую биржу.
Плюсом Московской биржи являются более низкие комиссии за обслуживание листинга. Также компаниям не придется отчитываться перед западными биржами и раскрывать информацию о бизнесе перед зарубежными инвесторами. Кроме того, правительство обещает способствовать оформлению листинга в России. Соответственно, есть надежда, что эмитентам будет проще попасть в списки котировок и стать доступнее, например, для пенсионных фондов.
Однако будут ли расти в цене российские бумаги, вызывает сомнение. Делистинг — это трудоемкий процесс. Он может занять несколько месяцев. Компаниям придется компенсировать ущерб зарубежным инвесторам, обладающим их расписками, — либо выкупать расписки, либо предлагать акции, которые будут обращаться в России. Коэффициент такого обмена не ясен — расписки многих российских компаний стоят гораздо дороже национальных бумаг. Разница в цене доходит до 15–20%. В таком случае делистинг приведет к значительному снижению капитализации.
Впрочем, как заявил «МК» источник в правительстве, компании смогут переориентироваться не только на Московскую биржу, но и на азиатские площадки, например, на Гонконгскую биржу. По размеру капитализации (около $10 трлн) она входит в десятку крупнейших мировых бирж. Здесь уже торгуются российские эмитенты (например, РУСАЛ). «Депозитарные расписки в Азии будут стоить дороже, чем в России. Поэтому компании смогут частично возместить потери капитализации от отказа от западных площадок», — считает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин.