Правда, выдала тайну рубля Ксения Юдаева под самый занавес круглого стола и поэтому не разъяснила, ни с какими валютами было проведено сравнение, ни о каких конкретно санкциях шла речь. Ведь известно, что пока они были индивидуальными и трудности с оплатой счетов испытали только 7 банков, принадлежащих Юрию Ковальчуку и братьям Ротенбергам.
Юдаева только призналась: «Мы выяснили одну парадоксальную вещь. Мы более детально сейчас изучаем влияние санкций, выяснилось, что рубль наиболее защищенная валюта».
По-видимому, в ЦБ готовятся к куда более серьезным демаршам со стороны Запада. Например, к попытке обрушить рубль по настоящему – и не на 10%, которые нацвалюта сама растеряла с начала года. Специалисты такого уровня на Западе есть. Достаточно вспомнить хотя бы известного международного финансового спекулянта Джорджа Сороса, известного помимо прочего обрушением курса фунта стерлинга в начале 1990-х. Впрочем, многие эксперты хотя и признают, что он на этой операции заработал около $1млрд, но на самом деле его роль в той давней истории явно преувеличена.
Сам Сорос недавно публично предложил американскому правительству срочно выбросить на мировой рынок до 700 млрд баррелей нефти, находящихся сейчас в стратегических нефтехранилищах (это обеспечивает все потребности США в горючем в течение 75 дней). По оценкам экспертов, если бы Барак Обама на это вдруг сдуру решился, то тогда бы цены на нефть рухнули в два, а то и в три раза. После чего не поздоровилось бы и рублю. Но обрушение нефтецен сейчас не выгодно и американским добывающим компаниям. Они сосредоточились на сланцевых месторождениях, а там пока очень высокая себестоимость добычи – до $70 за тонну. Да и потом цены все равно бы восстановились.
Но рубль-то рухнул бы. Конечно, вряд ли ЦБ занимается вплотную глобальным нефтяным рынком. Это дело Минэнерго и Минфина. Но продумать защитные меры против глобальных колебаний на сырьевых и валютных рынках мегарегулятору вполне по силам.
Поэтому ряд опрошенных после круглого стола в Госдуме экспертов пояснили, что скорей всего Ксения Юдаева просто хотела погасить панические настроения среди населения. Не случайно, в ходе круглого стола она неоднократно подчеркивала, что ЦБ никогда с валютного рынка не уходил, несмотря на январские заявления об отпуске рубля в свободное плавание. Более того, уходить и в дальнейшем не собирается. К тому же в начале марта ЦБ перешел к новым технологиям в сфере регулирования курса рубля – теперь валютные интервенции в случае необходимости проводятся почти что, как объяснила Юдаева, «автоматически». Это недешево (иногда доходило до $1,5 млрд в день), но зато эффективно. Сегодняшние официальные курсы приблизились к 35 рублям за доллар и пробили 49 рублей за евро.
Рубль – формально свободно конвертируемая валюта. Но далеко не фактически. Обменять её за пределами России весьма затруднительно. Но, с другой стороны, как подчеркивают эксперты «МК», подавляющая часть финансовых операций внутри страны проводится в национальной валюте. Не то было в 1990-е годы, когда финансовая система России была сильно «долларизирована». Вот мы и получили дефолт 1998 года.
Сейчас такой сценарий просто невозможен. В отличие, например, от Украины.
Так что Ксения Юдаева, наверное, права, назвав рубль самой защищенной от санкций валютой.