Цены ползут вверх

Но торговые сети идут на все, лишь бы удержать покупателя

В начале марта «МК» уже писал о поступательном росте цен практически во всех сферах российского ритейла. В связи с неустойчивым поведением рубля, событиями в Крыму и ожиданием экономических санкций о какой-либо стабилизации говорить не приходится. Как отмечает Росстат, уровень инфляции в конце первой декады марта уже составил 6,4%. Россияне продолжают затягивать потуже пояса и экономить. Прежде всего — на подарках. Так, исследования Shopping index (от Watcom) свидетельствуют о том, что за неделю перед 8 Марта почти на 11% (по сравнению с 2013 г.) снизился трафик в торговых центрах. Снижение происходило и перед 23 февраля. Однако на праздничном меню и напитках россияне не экономили. На фоне дальнейшего снижения покупательной активности в некоторых продуктовых сетях торговый оборот за неделю до 8 Марта даже вырос на 10% (по сравнению с 2013 г.). Чему также способствовали многочисленные скидки среди ритейлеров разных форматов. В российской торговле складывается неоднозначная ситуация. Крупные игроки (гипермаркеты) пока удерживают стабильные цены. А вот более мелкие вынуждены идти на повышение. Уже в понедельник, 24 марта, в сетях небольших магазинов и кулинарий ждут новых ценников на мясосодержащие продукты (колбаса, сосиски, сардельки, паштеты и др.).

Но торговые сети идут на все, лишь бы удержать покупателя

Ценовой разлив по всей России

По данным Росстата, только за период с 12 по 17 марта цены на сахар-песок выросли на 2,3%, водку — на 1,3% (за февраль — на 4,2%), молоко стерилизованное — на 1,1%, масло сливочное, рис, пшено, яйца, сметану, творог и молоко пастеризованное — на 0,5–0,7% (в феврале — творог подорожал на 2,3%, молоко — на 2,1%). Вместе с тем подсолнечное масло подешевело на 0,2%, а макаронные изделия — на 0,1%. Плодоовощная продукция подорожала в среднем на 0,6%, в том числе и картофель — на 2,0% (в феврале — на 16%), лук, морковь и капуста на 1,3–1,4%. Понизились цены на свежие огурцы — на 1,8% (в то время как в феврале они подорожали в среднем на 7%). Усредненные данные приведены по 272 городам России, но в отдельно взятом городе и регионе — свой ценовой расклад.

Так, за одну неделю марта в Калужской области овощи подорожали в среднем на 4%. В среднем по области цена за десяток яиц составляет около 42 руб., а в некоторых районах приближается уже к 50-рублевому рубежу. Почти как в Москве.

Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России в конце февраля 2014 г. составила 2998,3 руб. и с начала года выросла почти на 5%. Сомневаюсь, что это можно отнести к Москве. Разве что на неделю впроголодь хватит.

Московских ценников негасимый свет

«МК» провел свой мониторинг цен в разноформатной продуктовой рознице и пришел к выводу, что гарантом ценовой стабильности по-прежнему является формат гипермаркета. Цены на нашу и импортную водку (по сравнению с февралем) не дрогнули ни на копейку. Так, приличный российский бренд в марте стоил около 224 руб. (по желтому ценнику). Ну а самая допустимо дешевая водка (за 199 руб. 90 коп.) продавалась в соседнем супермаркете, и тоже по акции. В специализированных алкогольных супермаркетах месяц прошел относительно спокойно, незначительное повышение цен наблюдалось на единичную продукцию.

Цены на «молочку» в гипермаркетах пока остаются на прежнем уровне. А по некоторым брендам замечено незначительное снижение (на 5 руб.) за 1 литр молока 3,2%. Финские гречневые хлопья тоже подешевели. Цены на яйца также отличались стабильным поведением. Самый дешевый вариант в гипермаркете по-прежнему стоит около 47 рублей за десяток. А в марте по акции (там же) можно было их приобрести за рекордные 43 рубля. В супермаркетах цены по акции за десяток — 50–51 руб.

Практически не изменились цены на несъедобную «сопутку»: стиральные порошки, средства для мытья посуды, влажные салфетки, бумажные носовые платки, туалетную бумагу. Покупать эту категорию товаров в гипермаркетах выгодно. Так, популярное средство для мытья посуды там стоит около 41 руб., а в ближнем супермаркете на 20 руб. дороже.

Относительной стабильностью в марте отличались цены на молоко, яйца и даже картофель и в Подмосковье.

Второй хлеб

Февральский шок от импортной картошки по цене 150 руб. за 1 кг, похоже, мы пережили. В супермаркетах появился новый урожай из Египта по цене 37,9 руб. (конечно же, по акции), т.е. по цене сезонных яблок и даже ниже нашей прошлогодней (за 40 руб.). Импортный картофель (без скидки) продается по цене 65–70 руб.

Картофель на подмосковном рынке (из близлежащих деревень) стоит от 15 руб. (размером с горох) до 50 руб. за 1 кг; отборная «синеглазка» — до 80 руб. за 1 кг. Подмосковные жители как-то выкручиваются, ведь у большинства свои огороды. Запасы пока не съели. А те, у кого площади под картофель нет, закупили «второй хлеб» осенью по цене 30 руб. 10 мешков на семью из трех человек до нового урожая обычно хватает. Городским дачникам, наверное, следует призадуматься о расширении посевных площадей под картошку, ведь неизвестно, каким будет урожай в этом году, а соответственно, и цены. Да и за качество своего продукта можно не беспокоиться.

Безусловно, картофель в ближайшее время будет дорожать, ведь запасы российского продукта составляют сейчас порядка 15%. Все остальное приходится на импорт, который, как известно, не дешевеет.

Мясо с рыбой дрогнули

Если в гипер- и супермаркетах цены на мясо и мясосодержащие продукты пока стабильны и не изменялись с конца прошлого года, то в небольших мясных лавках и кулинариях слышны тревожные «звоночки». Так, в магазинчике фермерских продуктов за последнюю неделю подорожали пока еще только две позиции: куриный фарш (теперь по 169 руб.) и говяжья мякоть (теперь по 409 руб.). Можно сказать незначительно, всего на 10 руб. Есть вероятность, что и остальные «потянутся» за ними. За март замечено подорожание рыбы и морепродуктов в среднем на 20 руб.

Контрафакт по-деревенски

В непростой ситуации оказались деревенские частники, которые держат домашнюю птицу и скотину (коров и коз). «МК» уже писал, что в начале текущего года вдвое (в среднем) подорожали комбикорма, зерно, сено. По логике, цены на деревенские продукты должны были взлететь как минимум вдвое, т.е. скажем с 70–100 руб. за десяток яиц до 140–200 руб., но этого не произошло. Как правило, у каждого из них своя клиентура, и повышать цены своим покупателям им просто совесть не позволяет. Вот и вынуждены они торговать по прошлогодней цене, фактически себе в убыток. Насколько хватит их терпения, неизвестно. Очевидно, что деревенским становится невыгодно держать экоптицу и молочных животных. И в перспективе — рост цен на порядок.

Напомню, что сейчас парное коровье молоко в Подмосковье стоит 50–60 руб. за литр, а козье — 130 руб. Куриные яйца на рынке — 120 руб., а для постоянных покупателей — 70–100 руб.

Людям, загнанным в угол, приходится мухлевать, взяв на вооружение опыт алкогольного контрафакта. Коровье молоко продают сильно разбавленным, а с птицефабриками договариваются и покупают яйца без печатей. Потом продают их по цене деревенских вперемежку со своими («грязненькими»). Предприимчивые бабульки покупают сухое молоко в магазине, а потом в домашних условиях делают из него «деревенский» продукт, которым торгуют на рынке.

Таким образом, в проигрыше оказываются честные производители натуральных экопродуктов и случайные покупатели. Так что, прежде чем найти свою бабушку с проверенными продуктами, наведите справки. Ведь земля не только слухами полнится, но и полезной информацией.

Торговля приспосабливается к покупателям

Сейчас не происходит резкого скачка цен, ползком, но они все повышаются. Видимо, еще не достигли потребительского «потолка», за которым неизбежна стабилизация и даже снижение. Так, экологическая «молочка» с минимальным сроком хранения не повышала цен с августа 2013 г. и не планирует делать этого, т.к. цены уже достигли своего максимума. Торговые сети стараются делать все что могут, ведь им с покупателем по пути. Широкомасштабные программы скидок действуют уже нон-стоп, предлагая нам ценовое снижение на 20–30%. Так, в одном супермаркете «у дома» помимо регулярных еженедельных скидок почти на месяц (с середины марта) объявлена акция на более чем 400 наименований продуктов.

Одна торговая сеть, ориентированная на состоятельных клиентов, в рамках эксперимента взяла под свой контроль производство мраморной говядины и планирует выпускать ее под собственной торговой маркой (СТМ). Другие же расширяют тепличные площади по выращиванию своих овощей, чтобы предложить их покупателям по доступными ценами. Ритейлеры планируют расширить сотрудничество с новыми поставщиками. Возрастает интерес к Ирану, который выращивает четыре урожая фруктов в год. Да и везти их к нам ближе, все-таки не Латинская Америка.

Растущие цены вызывают нервозность и возмущение у покупателей. Продавщицам сейчас приходится нелегко, работается сложнее, чем раньше. Из души три души вытащат, а при этом могут ничего и не купить. И это при зарплате 1000–1300 руб. в день. Покупатели стали более взыскательны к качеству и свежести продуктов, подробно расспрашивают о производителе, а также жалуются на дороговизну. Продавщицы — хорошие психологи и тревожных покупателей чуют за версту, поэтому относятся к ним с повышенным вниманием. А к концу рабочего дня — «выжатые лимоны».

Давайте все-таки не будем нервничать, а последим за поведением цен и активно поучаствуем в разнообразных акциях наших ритейлеров. Раз цены не скачут, а ползут — уже хорошо, а там, глядишь, и остановятся.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру