В России, как известно, деятельность иностранных кредитных учреждений запрещена. В прошлом году Владимир Путин внес поправки в ФЗ «О банках и банковской деятельности», исключив из него понятие «филиал иностранного банка», но сохранив возможность создавать дочерние предприятия. Главные отличия «дочки» от филиала — работа под юрисдикцией РФ, полный надзор со стороны регуляторов, а также необходимость ежемесячно предоставлять отчетность в ЦБ. Поскольку Крым и Севастополь теперь являются российскими территориями, эти же правила должны распространяться и на них. А значит — никаких украинских банков в новых субъектах Федерации остаться не должно.
Законопроект «Об особенностях функционирования финансовой системы республики Крым и Севастополя», авторами которого являются глава Комитета ГД по финансовому рынку Наталья Бурыкина и сенатор Николай Журавлев, предусматривает для местных кредитных учреждений два варианта действий — либо они становятся российскими банками, оформляя с 1 января 2015 года соответствующую лицензию в Банке России (по такому пути, очевидно, пойдут локальные крымские и севастопольские банки), либо регистрируются в качестве «дочек» головных организаций, расположенных в Киеве, Донецке, Харькове и других городах Украины. В этом случае до 1 июля 2014 года необходимо проинформировать ЦБ и население полуострова о создании такой «дочки», ее названии, а также объемах передаваемых активов и обязательств, которые должны быть соразмерны друг другу. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность открытия в Крыму и Севастополе новых банков с уставным капиталом не менее 300 млн руб.
Кредитные учреждения, согласившиеся с этими правилами, смогут до конца 2014 года продолжать свою деятельность на основании лицензии, выданной Нацбанком Украины, но при этом все надзорные функции перейдут к российским регуляторам. Банк России вправе запросить информацию о собственниках и портфеле банка, ввести ограничение на величину процентной ставки по вкладам и прием денежных средств от населения, а также установить размер комиссии за обмен украинской гривны на рубль. В законопроекте также оговаривается, что в случае невыполнения в течение 3 дней обязательств перед вкладчиками ЦБ РФ будет прекращать деятельность недобросовестных кредитных организаций. Последняя новелла сейчас особенно актуальна, поскольку после референдума некоторые банки (в частности, Приватбанк, имеющий 267 отделений в Крыму) вообще приостановили свою деятельность, а другие — резко ограничили выдачу наличных, ссылаясь на технологические проблемы.
На случай, если достичь компромисса с украинскими финансовыми институтами не удастся, Бурыкина и Журавлев предлагают коллегам принять еще три законопроекта, защищающие интересы крымских вкладчиков. Они устанавливают максимальный размер компенсаций в сумме, эквивалентной 700 тыс. руб. и регламентируют создание «Фонда защиты крымских вкладчиков», который займется приобретением прав (требований) и расчетами с гражданами. Из прибыли ЦБ на эти цели депутаты предлагают выделить 60 млрд руб. По словам главы правительства Крыма Сергея Аксенова, инициатива ГД «связана с блокировкой счетов в украинских банках». О внесенных законопроектах он поспешил проинформировать крымчан через свой микроблог в Twitter.
Смотрите видео: Совет федерации включил Крым в состав РФ