По словам юристов, арест частной собственности может быть наложен только по решению суда, который должен обосновать приговор. В международном праве нет как прецедентов, так и механизмов ареста или блокирования имущества иностранцев, не государственных чиновников, имеющих гражданство страны, замешанных в международных спорах.
Обычно арест собственности производится в результате спора хозяйствующих субъектов. Если одно из предприятий обвиняет зарубежного партнера в значительной задолженности, то оно вполне способно через международный суд (может быть выбрана независимая судебная площадка, которая не имеет отношения ни к истцу, ни к ответчику) наложить арест на собственность должника.
Можно вспомнить швейцарскую фирму Noga, которая много лет пыталась отсудить у России более $20 млн за разрыв контракта с нашей страной в 1993 году. Фирма получила исполнительный лист парижского трибунала об изъятии российского имущества, швейцарцы пытались арестовать парусник «Седов», российские государственные коллекции картин и скульптур за рубежом, но не имущество российских граждан, выезжающих за границу.
К тому же изначально необходимо четко доказать, что это имущество принадлежит россиянам. В нашей стране давно сложилась традиция все ценное проводить через офшоры, создавать цепочки компаний, через которые практически невозможно обозначить реального владельца. Кроме того, все ценности российских бизнесменов, как правило, капитализированы — переданы, например, в доверительное управление трастовым фондам или управленческим компаниям, где работают местные менеджеры. В таком случае арест имущества будет препятствовать доходам от бизнеса. Постепенно этот бизнес придет в упадок — даже в случае заморозки оборотных средств собственник будет обязан продолжать платить налоги. В результате пострадает национальная экономика — предприятия будут закрыты, а работники уволены.
Более того, в результате таких санкций пострадают те россияне, кого в Европе уже считают «своими». Например, одним из богатейших людей Лондона считается Роман Абрамович. У него есть более 20 счетов в английских банках, два земельных участка в США и три во Франции. Абрамовичу принадлежат дома, поместья и замки в Лондоне, Нью-Йорке, Париже. Он же владеет футбольным клубом Chelsea.
Исходя из этой логики, арест имущества наших олигархов грозит обернуться против государств, где находится эта собственность, а дееспособность одной из любимых футбольных команд Великобритании вызовет протест со стороны их почитателей, среди которых числятся также и особы королевских кровей.
Читайте текстовую трансляцию обращения президента Путина к Федеральному собранию.
Смотрите видео: Эйфория в Крыму: "Домо-о-о-ой там так сладко..."